Четверг, 25 апреля, 2024

Буддийский храмовый комплекс Пхёхен в Северной Корее

-

В 2015 году мне повезло быть целых десять дней в КНДР. При полной поддержке сотрудников Генерального Консульства КНДР в г. Владивостоке, автор статьи и приморский журналист Вячеслав Гончаров совершили короткий перелёт из аэропорта в городе Владивостоке до Пхеньяна, где были тепло встречены журналистами центральной партийной газеты КНДР «Нодонсинмун». Переводчиком все дни нашего пребывания была декан факультета синхронного перевода Пхеньянского университета Ким Ен Сун, профессионал высшего класса и большой знаток русского языка. За десять дней в КНДР мы побывали во многих местах, встречались с разными людьми: и руководителями, и простыми гражданами страны. Наш график был организован настолько плотно, что к вечеру мы буквально вались с ног.

В ходе нашего визита мы посетили много мест, все они были необычайно интересными, но одно из них весьма удивило. До поездки в Пхеньян я как-то не думал о религии в этой стране. Казалось, что по умолчанию её там нет, так как политика партии и государства, вероятно, не предусматривает религиозные «предрассудки». До поездки я прочитал много информации о Северной Корее, но нигде ничего не читал о религии и, в частности, о буддизме. Поэтому думал, что вопрос традиционных религий в КНДР закрыт. Однако я сильно ошибался.

В один из дней нашего пребывания в Пхеньяне, когда свежим, солнечным утром мы стояли на входе в гостиницу, где курящие члены нашей русско-корейской журналисткой братии совершали свой традиционный ритуал, а я с интересом смотрел на прохожих, почему-то весьма неспешно идущих на работу, наш переводчик сообщила, что сегодня мы посетим старинный буддийский храм Пхёхен.
Меня это не удивило, так как на территории Кореи до войны Юга и Севера 1950-1953 годов буддийских храмов было много. Проживая в Южной Корее, я с большим удовольствием посетил многие из них, удивляясь какой-то тишине и сосредоточенности этих мест. Около города Тондучхон неоднократно был на месте археологических раскопок древнего буддийского храмового комплекса с его потемневшими от времени каменными ступами и ступенями.
Узнав о том, что в КНДР тоже есть буддийские храмы, честно признаться, удивился.

  • Действующий храм? – без надежды на положительный ответ, спросил я.
  • Конечно! – ответила Ким Ен Сун.

Дорога до храма не утомила. На двух стареньких, но в отличном для их почтенного возраста состоянии, немецких «Мерседесах», по асфальту мы быстро проехали около 150 километров от Пхеньяна до горного массива. На площадке для автомобилей стоял автобус, который окружала щебечущая толпа корейских школьников, — они тоже приехали на экскурсию в храм.
От парковки разбегались аккуратные дорожки, заботливо посыпанные крупным песком, в центре комплекса виднелась традиционная высокая ступа, символизирующая уровни сознания в буддизме. Среди огромных кедров и сосен прятались здания этого старинного храмового комплекса.
Нас встретил сам настоятель храма: пожилой, крепкий мужчина в традиционной серой одежде с отстранённой мудростью в глазах. Проходя вместе с нами по дорожкам комплекса, он неспешно рассказывал историю этого древнего храма. Для меня было удивительно, как в современной КНДР всё это совмещается: старинные традиции буддизма, теории сон гун и чучхе?
Из рассказа настоятеля мы узнали, что храм был образован в 1072 году во времена государства Корё (Когурё), а на его территории некоторое время жил великий буддийский монах Со Сан. В современное время этот храмовый комплекс посещали все вожди северокорейского государства, которые, по словам настоятеля, сделали очень многое для сохранения комплекса в его историческом виде Он состоит из десяти старинных зданий разного назначения, большинству из которых более 900 лет.
Часть зданий были разрушены во времена американских «ковровых» бомбёжек в период войны 1950-1953 годов. Настоятель показал рукой на огромный кедр, сохранивший следы тех бомбёжек.
По всей территории комплекса, в его разных местах, растут огромные кедры и сосны, которые были высажены монахами несколько веков назад, заботливо выращивались и сохранялись ими. Монахи смогли противостоять силам природы, которые испытывали огромные деревья на прочность, а вот противостоять американским бомбам оказалось сложнее.
Настоятель пояснил, широко обведя рукой вокруг, что в горах около храма произрастает более 1 200 видов растений, а на территории комплекса высажены более 50 видов редких деревьев: есть тутовое дерево, которому более ста лет, реликтовые гинго, секвойя и другие.

В ходе осмотра мы вошли в небольшое одноэтажное здание и остановились. Небольшой коридор, а с двух сторон вместо стен огромные окна, открывающие вид во внутренние помещения, где вдоль стен расположены какие-то закрытые шкафы.
Настоятель говорит, что в шкафах находятся старинные буддийские книги, которые являются необычайной редкостью и сокровищами буддизма. Большинство из них были созданы в период с 1236 по 1251 год на основе деревянных клише, что позволяло не переписывать тексты вручную, а печатать книги.
В период войны Севера и Юга руководитель корейского государства Ким Ир Сен распорядился вывезти книги в безопасное место на север Кореи для их сохранения.
После войны книги были заботливо возвращены на место, где для них построили специальное здание. Обе комнаты, где хранятся книги, заполнены специальным инертным газом (аргон), в помещениях поддерживается оптимальная температура.
Без крайней необходимости в эти хранилища никто не заходит, а если это и происходит, то комнаты вновь заполняются газом, позволяющим содержать воздушную среду хранилища в оптимальном для книг состоянии.
В храме так же есть особая реликвия основателя корейской нации (Древний Чосон) «небожителя» Тангуна.
На мой вопрос о том, происходят ли встречи буддистов КНДР и Южной Кореи, наставник ответил утвердительно, пояснив, что делегация этого храма выезжала к своим собратьям на Юг, где обменивалась опытом духовных практик.

В главном здании храмового комплекса Пхёхен всё было так же, как во многих буддийских храмах Азии: огромная статуя Будды в центре, много свечей, на полу коврики для прихожан, терпко-сладкий запах благовоний. Стены храма, намоленые монахами и прихожанами за долгие века, кажется, сами излучают какую-то трансцендентальную энергию, останавливающую беспокойный поток сознания. Хочется закрыть глаза и помолчать…

В ходе дальнейшей беседы настоятель рассказал, что в этом храме постоянно находятся двадцать монахов. Храм пользуется большой популярностью у народа и часто его посещают до 1 200 человек в день. В КНДР есть учебные центры буддизма и каждый желающий может избрать свой путь в монашество.
Журналист газеты «Нодонсинмун», широко улыбаясь, спрашивал у нас:

  • И кто теперь после этого может сказать, что КНДР – это страна воинствующего атеизма?
    На это мы с Вячеславом Фёдоровичем Гончаровым только развели руками.

Настоятель храма вежливо поклонился и, извинившись перед нами, ушёл рассказывать историю храма школьникам, притихшим на входе. Вероятно, и они почувствовали в этом месте дыхание истории своего народа.

А наш путь по храмовому комплексу продолжался, переводчик читала нам тексты на табличках около того или иного здания или сооружения.
Наш путь закончился около большой беседки с традиционной для Азии изогнутой крышей, в центре которой висел огромный колокол. Из текста с таблички гласило, что этот колокол, весом в семь тонн, был отлит из бронзы в 1491 году.

Дорогу до столицы мы провели в молчании. Сопровождающие нас журналисты и переводчик думали каждый о чём-то своём, завтра нас ждало очередное путешествие по интересным местам, а я мысленно был ещё там, в храме Пхёхен, где царило веселое щебетание школьников, был густой запах хвойных деревьев, среди которых вился тонкий аромат сандаловых палочек, исходящий из широко открытых дверей основного здания храма. Буддизм с его вековыми традициями и современная Корея: такие разные и такие единые. Прошлое и настоящее…

Завершая свой небольшой очерк о храмовом комплексе Пхёхен в КНДР, хочется отметить, что многие люди весьма предвзято судят о Северной Корее, об её государственном и социальном устройстве, зачастую в своих суждениях пользуются небылицами об этой стране. Автору довелось быть не только в столице, которая, как любая столица существенно отличается от провинции, но и на севере КНДР, бывать в простых сёлах, на небольших предприятиях и даже в рыболовецком колхозе.
Северная Корея разная, но необычайно интересная страна со своими глубокими традициями, удивительно переплетёнными с реалиями настоящего времени и устремлённая в будущее.

На мой взгляд, экономические и политические санкции Запада, наглухо перекрывшие доступ к свободной торговле с КНДР и практически исключившими эту интересную страну из общемирового туристического потока, больше навредили не самой Северной Корее, а народам мира. Из-за этого многие люди из разных стран пока ещё не могут наслаждаться чистыми водами моря и белоснежными песками этой страны, пойти к священным горам Пэкту, вдохнуть густой запах хвойных лесов, отведать настоящий суп куксу из большой чашки на высокой ножке…маленькая страна вынуждена тратить значительные средства на оборону, вместо того, чтобы стать свободной частью мирового сообщества.

Владимир Хмелев

Поделитесь

Последние новости

Популярные категории