Четверг, 28 марта, 2024

Денежное поощрение учёбы школьника — нормально ли это?

-

Вероятно, многие родители пытались стимулировать учёбу своих детей в школе: давать деньги за отличные оценки, успешно пройденные четверть или учебный год, хорошее поведение. Большинство родителей вскоре прекращают практику повышения мотивации учёбы своего ребёнка, то есть те, которые твёрдо полагают, что в наш век рыночных отношений их чадо должно уметь зарабатывать своей головой уже с первого класса. О том, является ли подобный педагогический приём верным или нет, наша редакция попросила высказаться уже известную читателям психолога Светлану Бурилину.

Мы, родители, очень хотим, чтобы наши дети выросли успешными людьми. Эту успешность мы обычно связываем с образованием и очень хотим, чтобы дети хорошо учились, впитывали знания, предоставляемые школой, приносили хорошие оценки. Хотим, мы, разумеется, для детей исключительно блага, но почему-то, неразумные наши отпрыски сопротивляются тем радужным перспективам, нарисованным нашим воображением. Учиться они не хотят, а хотят исключительно развлекаться, играть, и пользоваться различными благами, совершенно незаслуженно. Если быть честными, мы бы и сами хотели для себя такой жизни, но суровая реальность диктует свои законы. Некоторые родители, много работая и лишая себя элементарных потребностей, умиляются от праздной жизни ребенка: «Пусть уж он поживёт за нас, пусть у него всё будет!». И тем самым оказывают своим детям «медвежью услугу», не обучая важным навыкам, необходимым в самостоятельной жизни. По сути, оставляют своих детей беспомощными и зависимыми.

Чтобы приучить ребенка к труду, от родителя самого требуется немалое трудолюбие и дисциплина. Необходимо проявлять настойчивость и последовательность, терпение и доброжелательность. Для успешной учебы – трудолюбие необходимое качество, немногие дети схватывают на лету, особо не напрягаясь. Но ответственный родитель, понимающий, всю важность возложенной на него задачи, старается это трудолюбие привить и начинает искать способы. Не секрет, что любой деятельностью движет мотивация. Если у человека есть потребность, которую он старается удовлетворить, он будет двигаться. Нет потребности, не будет и движения. Чем сильнее потребность, чем значимее результат, тем больше усилий человек готов потратить на его достижение.

И родители начинают искать способы замотивировать ребенка. В наш век рыночных отношений, когда деньги и прочие материальные ценности затмевают духовные, когда в обществе ведется пропаганда потребительства, внешние атрибуты успешности многим кажутся верхом желаний. И идея использовать деньги в качестве платы за учебу или помощь по дому, кажется некоторым родителям привлекательной. Но использование денег неизбежно приводит к ряду очень нежелательных последствий.
Деньги искажают мотивы, по которым ребенок занимался. Если раньше он мог проявить интерес к учебе, или мог получить удовольствие за умение донести свою мысль, за хорошо выполненное задание, ощутить гордость за свою умелость, то теперь для него это становится способом заработать. Может начаться выпрашивание хороших оценок в школе и торг с родителями. Это неизбежно нарушает близкие и доверительные отношения. Знания, умения и помощь уходят на второй план, или совсем обесцениваются в глазах ребенка.

Или, если брать помощь родителям — ребенок мог помочь из сочувствия, из понимания, что это необходимо сделать для своей семьи, то теперь он будет делать работу за деньги. И это разрушает возможность близких отношений. Плата за домашние дела — это сравнение и оценивание вклада каждого. Когда в такие отношения закладывается принцип торга — «ты мне — я тебе», сравнения (кто кому больше сделал) — разрушается и сама ткань, соединяющая семью. При этом стирается понимание моего дома, моих желаний и границ: если я прибираю в своей комнате, в своём доме — почему мне кто-то платит? Не стоит забывать, что у ребенка закладывается модель его будущей семьи, взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Не удивительно будет, если его отношения с партнерами будут сугубо потребительские. В семье хочется получать любовь не за нужность и полезность, а за то, что ты есть.

Ещё неприятный момент – вознаграждение должно всё время расти, так как растёт ребенок, и растут потребности. И в какой-то момент ребенок начинает требовать непомерную плату за элементарную услугу или действие, просто за учебу. Это особенно ярко проявляется в подростковом возрасте. И родитель получает избалованного подростка. Нежелающего понимать чужие интересы, требующего удовлетворения всех своих «хотелок».

Сугубо прагматическая модель зарабатывания денег, предлагается ребенку вместо взаимопомощи, участия в жизни семьи, личностных и учебных задач. А ведь в основе любых здоровых отношений лежит взаимоуважение, безусловное принятие, соучастие. А денежное вознаграждение — это что-то, вроде заработной платы, ребенок как будто нанимается на работу. А на производстве действует совсем другая модель отношений. Родитель становится работодателем, а ребенок работником.
Интересно, кому-нибудь хотелось бы иметь вместо любящих родителей работодателей? Происходит путаница ролей.

Между сугубо прагматичным партнерством и личными отношениями колоссальная разница. Не зря некоторые дружбы разбились после совместного бизнеса. В основе дружбы и личных отношений лежит диалог, взаимная симпатия, в основе партнерства – выгода. На выгоде не могут строиться родственные отношения, они всегда гораздо больше. И сводя свои отношения с ребенком к выгоде, родитель дает понять, что готов покупать послушание, хорошее отношение. Думаю, это очень опасный посыл ребенку, оставляющий его одиноким в этом мире, без надежды на любовь и привязанность.
Ещё важный момент – у ребенка не вырабатывается внутренняя мотивация к учебе. Получается, учеба важна только родителю. В процесс учебы ребенок при этом не вовлекается, истинной заинтересованности не возникает. Есть ли тогда смысл в этой учебе? Если родители думают, что ребенок начнет усерднее заниматься, чтобы заработать больше денег, то они глубоко заблуждаются. Ребенок будет списывать на контрольных, и домашнее задание, которое не выполнил, пропускать уроки, которые не подготовил. Будет любым способом добывать оценку, а не знания, используя при этом и обманные пути. Оценки он может зарабатывать на тех предметах, которые даются ему легко, более же трудные предметы будут игнорироваться.

У ребенка не вырабатывается понимания, в чем его успешность, он ориентируется на внешние, чужие критерии успеха. Это делает его управляемым, ведомым, и не способствует развитию его личности.
Давайте рассмотрим, какие потребности лежат в основе школьной деятельности:
Познавательные – узнать что-нибудь новенькое и интересненькое.
Научиться что-то делать самому, освоить новые навыки.
Почувствовать успех от своих достижений. Почувствовать себя умелым, порадоваться результатам своего творчества.
Эмоциональные – получить похвалу, одобрение, внимание.
Социальные – завоевать авторитет и уважение среди сверстников.

Выгоды сугубо не материальные. Вот на помощь в удовлетворении этих потребностей и должно направляться внимание родителей. При общении с ребенком делать акцент на саму деятельность, а не на оценки. Нужно расспрашивать школьника о том, что нового он узнал на уроках, что ему показалось интересным, как у него складываются отношения с одноклассниками и учителями, подчёркивать его учебные достижения, хвалить, поощрять и радоваться его успехам.
Это необходимо для удержания мотивации к учёбе на самой учебной деятельности. Проявлять самим заинтересованность к тем знаниям, которые он получил на уроке. Помогать в трудных заданиях, но не в коем разе не делать за него, чтобы вместе порадоваться преодолению трудностей.

Это совсем не значит, что ребенка нельзя поощрять материально. Можно и изредка вознаграждать деньгами какие-то достижения, и покупать подарки. Главное, не вводить это в систему. Здесь мы и приходим к важному принципу — поощрять деньгами за учебу можно только тогда, когда устойчиво сформированы другие стимулы — интерес, уважение к оценкам, желание учиться, создавать, побеждать. Хотя бы некоторые из них.
Перед родителями стоит задача не навредить морально–нравственным устоям ребенка своими ошибочными действиями. Важно донести до ребенка, что деньги никогда не станут мерилом человеческого общения, любви и тепла. И если родителям удалось заложить в ребенка понимание этих ценностей, его не испортят ни большие, ни малые суммы.

Светлана Бурилина,
WatsApp:
8-914-797-58-62

Поделитесь

Последние новости

Популярные категории