Пятница, 29 марта, 2024

Детские площадки: установка, содержание и эксплуатация

-

Вопрос надлежащего содержания и эксплуатации детских и спортивных площадок, расположенных во дворах домов, является достаточно актуальным  Предлагаю рассмотреть все нюансы этого направления благоустройства. 

При подготовке статьи автор обратился к информации «Общероссийского народного фронта» от 7 июля 2022 года, где этому вопросу уделяется большое внимание. Участники «Молодежки ОНФ» проводят мониторинги совместно с аппаратом Уполномоченного по правам ребенка в 70 регионах страны. В ходе мониторинга на площадках они выявляют массу нарушений: прогнившие доски, шатающиеся турники и карусели, торчащие гвозди и свисающие провода – это далеко не все нарушения, зафиксированные в ходе всероссийской акции «Безопасность детства». Основные причины возникающей опасности – гниение деревянных элементов, острые углы и кромки у оборудования, отсутствие специального покрытия или грунта, неогороженная территория, коррозия металлических элементов и т.д. Отмечается, что, по данным Следственного комитета РФ, за лето 2021 на детских площадках погибло или было тяжело травмировано около 1 300 детей. Поступает всё больше сообщений об уголовном преследовании или назначении наказания лицам, ответственным за содержание подобных объектов.

Содержание детских площадок — в чём проблема?

В советское время особых требований безопасности к детским площадкам не предъявлялось. Поэтому те, кто постарше, помнят неудобное или даже страшное оборудование на детских площадках, риск пораниться о которое был очень высок. Некоторое оборудование до сих пор стоит в наших дворах.

Сегодня к такому оборудованию и покрытию для детских игровых площадок начали предъявляться особые требования с точки зрения безопасности детей. На любое оборудование, которое установлено во дворе, должен быть сертификат (декларация) соответствия, свидетельство о регистрации и инструкция по эксплуатации, позволяющая своевременно производить ремонт.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17 мая 2017 года N 21 принят Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок» (ТР ЕАЭС 042/2017). Технический регламент ЕАЭС 042/2017 о безопасности оборудования для детских игровых площадок обязателен для вновь возведенных детских площадок после его принятия, после 17.11.2018 г.

Отметим, что производство и выпуск в обращение оборудования для детских площадок после 01.12.2021 г., противоречащих ЕАЭС 042/2017 не допускается. В свою очередь, обязательность ТР ЕАЭС 042/2017 следует из статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О техническом регулировании».

Технический регламент (пункт 1) устанавливает требования к безопасности оборудования и (или) покрытия для детских игровых площадок и связанным с ними процессам проектирования, производства, монтажа, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации.

Технический регламент включает в себя:

1) «ГОСТ Р 52301-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 24.06.2013 N 182-ст);

2) «ГОСТ Р ЕН 1177-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Покрытия игровых площадок ударопоглощающие. Определение критической высоты падения» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 24.06.2013 N 181-ст);

3) «ГОСТ Р 52169-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 23.11.2012 N 1148-ст).

Технический регламент ЕАЭС 042/2017 не включает в себя «ГОСТ Р 55679-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование детских спортивных площадок. Безопасность при эксплуатации» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 28.10.2013 N 1284-ст), так как регламент не распространяется на спортивные площадки.

Но несмотря на это, ГОСТ Р 55679-2013 является обязательным к исполнению, так как он связан с защитой жизни и здоровья граждан, их имущества.

Учитывая эти нормы и требования, важными остаются проблемы: как убрать старое оборудование, что было установлено давно, заменить на новое, и как правильно эксплуатировать старое и новое.

Надо отметить, что органы власти, в части замены оборудования на новое, финансируют эти мероприятия через реализацию соответствующих программ. Но, этого явно недостаточно.

На сегодня имеет место проблема недостаточного контроля и неорганизованности внутри управляющей организации по решению вопросов по содержанию и ремонту детской площадки.

Кто обязан содержать детскую площадку?

Общее правило такое: детскую площадку содержит собственник земельного участка, на котором она находится.

Если земельный участок имеет кадастровый номер, отмежеван и выделен (сформирован) под определенный многоквартирный дом, то он включен в состав общего имущества собственников данного дома.

Если детская площадка находится на земельном участке, который является общим для группы домов (например, жилого комплекса без сформированного земельного участка именно под данный дом), то такая территория находится в собственности публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. То есть, лицом, обязанным нести ответственность за содержание детской площадки, является орган местного самоуправления.

Если детская площадка находится на муниципальной территории, то как правило обязанность её содержания возлагается на орган местного самоуправления (ст. 109 ГК РФ). Однако, наличие государственного кадастрового учета земельного участка под многоквартирный жилой дом и прилегающей к нему территории имеет значение для определения собственника земельного участка, и не влияет на обязанность управляющей организации обеспечивать надлежащее состояние детской игровой площадки на придомовой территории.

Исходя из этого, получается, что управляющая организация обязана содержать детскую площадку, находящуюся не только на территории земельного участка многоквартирного дома, но и на прилегающей территории.

Кто обязан устанавливать детскую площадку во дворе?

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. № 170 говорят о том, что территория каждого домовладения, как правило, должна иметь детские игровые и спортивные площадки с озеленением и необходимым оборудованием малых архитектурных форм для летнего и зимнего отдыха детей (п. 3. 5. 11) (далее – Правила № 170). Здесь нужно сделать акцент на «как правило, должна иметь», что не предполагает обязанность для управляющей организации осуществлять установку детской площадки.

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290 (далее – Перечень № 290) также не содержит обязанностей по установке детской площадки для управляющей организации.

Таким образом, установить детскую площадку могут только собственники (при условии, что их земельный участок является сформированным). Такое решение принимается на общем собрании.

Как содержать детскую площадку?

В части содержания детских площадок в России используется обширная база нормативных актов общего и специального действий. Жилищный Кодекс РФ, Перечень № 290 и Правила № 170 не содержат каких-либо детальных и специальных требований по детским площадкам.

Однако, они содержатся в Техническом регламенте ЕАЭС 042/2017, про который автор упоминал выше.

Нужно отметить, что помимо ТР ЕАЭС 042/2017 есть дополнительное количество специальных норм и ГОСТов, которые содержат дополнительные требования к детским площадкам, например: Методические рекомендации по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры, утвержденные Приказом Минстроя России N 897/пр, Минспорта России N 1128 от 27.12.2019 (ред. от 28.06.2021) «Об утверждении методических рекомендаций по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры», а также ГОСТы.

Должна ли управляющая организация привести старую детскую площадку в соответствие с требованиями ГОСТ? Формально — должна, если следовать п. 1 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11.07.2017 № 83 «О переходных положениях технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок» (ТР ЕАЭС 042/2017)».

В соответствии с данным документом требования в отношении оборудования детских площадок, предусмотренных Техническим регламентом ЕАЭС 042/2017, должны являться обязательными.

Однако, фактически, как складывается практика применения данной нормы, —  мы видим на практике.

Ответственность за ненадлежащее содержание детских площадок

Привлечение к административной ответственности за ненадлежащее содержание детских площадок отличается большим выбором статей административного законодательства с точки зрения практики их применения. Надзорные органы применяют:

— п. 1 ст. 14. 43 КоАП РФ («Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов») со штрафом на юридических лиц – от 100 до 300 тысяч рублей;

— п. 2 ст. 14. 1. 3 КоАП РФ (Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований) со штрафом на юридических лиц – от 250 до 300 тысяч рублей;

— п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор) со штрафом на юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей (если выданное предписание не было выполнено).

Наличие детской площадке на придомовой территории – большая ответственность для управляющей организации с учетом тех повышенных требований безопасности, которые в настоящее время применяются для содержания данного оборудования.

Профилактика чрезвычайных происшествий

Поскольку тема нормативной базы уже достаточно освещена, то просмотрим некоторые ситуации, которые позволят проводить профилактику всевозможных происшествий по детским площадкам.

1. В доме старая детская площадка, отдельные её элементы выглядят опасно, но денег на её ремонт нет, хотя жители ей пользуются.

Решение следующее – площадку нужно законсервировать и закрыть, а опасные элементы срезать и вывезти. В суде, в случае происшествия, доводы о том, что площадка была единственной, а денег на её замену в тарифе на текущее содержание не предусмотрено, договором управления значения иметь не будут. Есть Управляющая организация, которая обязана содержать общее имущество, а остальное – её предпринимательские риски, включая форс-мажоры, именно такую позицию наверняка займет суд, следуя интересам потребителя. Поэтому, если есть понимание, что площадкой пользоваться опасно, её нужно закрыть, демонтировать и вывезти, даже если нет возможности ничего предложить взамен.

2. В доме не самая древняя, но и не сильно новая детская площадка, на конструктивные элементы которой нет никаких документов.

Если эта площадка не самодельная, а фабричная, то документы на неё в полном объеме можно или скачать в интернете или запросить у производителя и чаще всего он их высылает бесплатно для заявителя. А в дальнейшем, получив технический регламент по обслуживанию её элементов, можно будет спокойно ему следовать. Не будет лишним запастись сертификатами и декларациями соответствия. Если элементы площадки не сильно похожи на те, которые сейчас производит завод-изготовитель, это некритично, можно взять приближенный по инструкции вариант модели и следовать регламенту его содержания.

3. Площадка полностью самодельная, но не опасная (потому что: сделана из б/у шин, крепко стоит, жители проголосовали за её сохранение и т.д.).

Здесь нужно верно оценить степень рисков, а затем принимать решение. Если конструкция действительно неопасна, а жители вложили душу в эти изделия, сами поддерживают её надлежащее состояние, ремонтируют и красят, площадку возможно оставить, но предупредить жителей, что как только станет понятно, что её элементы представляют угрозу, они будут демонтированы, даже с учетом риска потенциального конфликта с жильцами, т.к. ответственность за содержание придомовой территории на управляющей домом организации. К тому же постепенные запреты в муниципальных правилах благоустройства на б/у шины тоже создают дополнительные риски для Управляющих организаций в виде штрафа.

4. Площадка новая, имеет все сертификаты соответствия и необходимые документы, но в плохом состоянии, её элементы деформированы или разрушены. Здесь два варианта: или ремонтировать или закрывать её. Любая новая вещь приходит в негодность. Если случай именно такой, то нужно: отремонтировать её деньгами Управляющей организации за счет текущего тарифа на содержание или принять решение о дополнительных расходах по её ремонту.

В случае отказа жителей оплатить ремонт, площадку закрыть. Это лучше, чем последствия травмирования ребенка.

Систематический контроль – основа профилактики

Если у Управляющей организации много объектов с детскими площадками, то разумно закрепить за их осмотром отдельного сотрудника. Для этого нужно разработать специальную форму документа с регламентом оценки состояния конструктивных элементов площадки. Документ должен соотносится с регламентом по техническому обслуживанию от завода-изготовителя. Если объектов не много, то с этим справиться отдельно взятый инженер или плотник. В ходе обхода он проверяет надежность креплений, отсутствие коррозии, целостность деревянных перекладин и безопасного покрытия. В случае проблем, фиксирует их в акте осмотра, после чего включает их в план текущего ремонта. Если повреждения существенные, то площадку можно закрыть полностью.

Предложенный механизм учета, ремонта и контроля оборудования детских площадок позволит изменить ситуацию в данной сфере, и травм у детей станет намного меньше.

Андрей Коренев

Поделитесь

Последние новости

Популярные категории