Среда, 8 февраля, 2023

Об организации и содержании мест сбора твёрдых коммунальных отходов

-

Сегодня у жителей и гостей нашего «активно развивающегося города» возникает много правомерных вопросов по поводу ненадлежащего содержания и устройства мест сбора (контейнерных площадок) твердых коммунальных отходов. К этой «мусорной теме» нас подталкивает реальная действительность, которая негативно сказывается на среде нашего с вами обитания. На вопрос, кто обязан установить и организовать место сбора твердых коммунальных отходов во дворе многоквартирного дома, заниматься его содержанием и содержать прилегающую территорию, мы рассмотрим в предлагаемой читателям статье.

Причины и проблемы с организацией контейнерных площадок

Из-за специфики современной жилищной застройки, контейнерную площадку не всегда удается организовать с учетом обязательных требований, включая санитарные.
При соблюдении всех норм и дистанций её можно организовать лишь посередине двора. Естественно, такой подход управляющей организации вызывает протесты и возражения со стороны жильцов, которые хотят видеть во дворе детскую площадку, а не помойку.
Ситуацию усложняет проблема с заездом мусоровоза во двор в снежный период: достаточно несколько раз не вывезти мусор, и он начнёт разлетаться по всему двору, перемешиваясь со снегом, а в летний период, перекрытый транспортным средством контейнер, переполнится и его запах в жаркую погоду начнёт отравлять воздух на десятки метров вокруг.
И всё же, несмотря на эти сложности, контейнерная площадка на придомовой территории должна быть. Если придомовой территории у МКД нет совсем, то она должна быть размещена на прилегающей территории (однако отвечать за вывоз отходов с муниципальной территории будет уже орган местного самоуправления в силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2021)).

Что же подчеркивает законодательство?

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путём принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов (ТКО).
В нашем случае, другие лица – это собственники земельных участков, на которых должны размещаться контейнерные площадки. Такие собственники подают письменную заявку в орган местного самоуправления, который согласовывает место размещения контейнерной площадки.
Для того, чтобы заставить других лиц организовать контейнерную площадку, орган местного самоуправления обращается с иском в суд и понуждает в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу:

  • направить заявку о согласовании размещения места контейнерной площадки в орган местного самоуправления;
  • после её согласования создать контейнерную площадку на придомовой территории конкретного многоквартирного дома.

Удовлетворяя подобные иски, суды руководствуются следующим:

  • управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1 статья 161 «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ);
  • работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок (пункт 26.1 Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения»). (Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов — действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз (Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641).
  • в состав общего имущества включен не только земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, но и иные объекты, предназначенные для обслуживания этого дома (подпункт «Ж» пункт 2 Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 29.06.2020) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»).
  • организация по обслуживанию жилищного фонда обязана обеспечить:
    а) установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов;
    б) своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за её санитарным состоянием;
    в) организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;
    г) свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;
    д) содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории (пункт 3.7.1 Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»);
  • на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
    Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (пункт 3 СанПиН 2.1.3684-21 от 28.01.2021 г.).
    В итоге, с учётом указанных правовых норм, управляющие организации и ТСЖ обязаны установить контейнерные площадки на придомовых территориях, несмотря на возражения о том, что их негде ставить.

Сложности с выбором места для устройства контейнерной
площадки

Основными сложностями на понуждение согласования контейнерной площадки является довод о том, что в условиях сложившейся застройки соблюдение санитарных норм при создании места (площадки) накопления отходов невозможно.
Формально, расстояние от контейнерных и (или) специальных (для крупногабаритных и строительных отходов) площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров (пункт 4 СанПиН 2.1.3684-21 от 28.01.2021).
При этом допускается уменьшение не более чем на 25% указанных расстояний на основании результатов оценки заявки на создание контейнерной площадки.
Крупногабаритные отходы и остатки от текущего ремонта квартиры

Практически на каждой существующей контейнерной площадке имеется свалка крупногабаритных отходов, которые, по своим размерам не могут поместиться в обычный контейнер. Жители их складируют возле контейнеров, создавая свалки.
Крупногабаритные отходы, старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п., должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом (пункт 3.7.15 Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»).
Согласно пункту 3.3 ГОСТ Р56195-2014 к крупногабаритным отходам относят отходы производства и потребления, являющиеся предметами, утратившими свои потребительские свойства (мебель, бытовая техника, велосипеды и другие крупные предметы), размеры которых превышают 0,5 метра в высоту, ширину или длину, они относятся к категории твердых коммунальных отходов, а это значит, что вывозит их региональный оператор. Складировать всё это необходимо на специальных площадках. Их обустройством занимается ответственная коммунальная служба: управляющая компания, ТСЖ или органы местного самоуправления.
Вывоз такого мусора осуществляется по согласованному заранее графику. Ко всему прочему для этого требуется специальный транспорт, погрузка крупногабаритных отходов в обычный мусоровоз недопустима, это может привести к поломке спецтехники.

Строительные отходы

Отдельно стоит отметить про строительные отходы.
Характеристики его схожи с крупногабаритными отходами: они не входят в стандартный контейнер, не поддаются сжатию и транспортировке обычным мусоровозом. Строительные отходы имеют большой вес, а иногда представляют опасность для здоровья человека. Строительные отходы – это все отходы, что образуются при демонтаже, ремонте или строительстве, это бетон, лом кирпичей, куски кровли, демонтированные дверные и оконные проемы, старое напольное покрытие и т.д.
Вывозить такой мусор обязаны сами жители, которые производили ремонтные работы. В норматив накопления строительные отходы не включены, соответственно, в обязанности регионального оператора вывоз их не входит. Если управляющая организация отгрузит такие отходы, то платить придется всем жителям – на дом выставят дополнительный счет.
Так что же делать с отходами после ремонта собственнику помещения?
Есть два варианта:

  • воспользоваться услугами специализированных организаций, которые заберут мусор прямо от подъезда и утилизируют его по всем правилам;
  • самостоятельно привезти отходы на действующий полигон или мусороперегрузочную станцию, оплатить утилизацию и выгрузить мусор.

Уборка прилегающей к контейнерной площадке территории

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 19 Правил благоустройства территории Партизанского городского округа от 29 сентября 2017 г. № 442 (в ред. решения Думы от 30.10.2018 г. № 23-Р «О внесении изменений в «Правила благоустройства территории Партизанского городского округа»), для контейнерных площадок в случае, если такие площадки не расположены на земельном участке многоквартирного дома, поставленного на кадас

тровый учет, – расстояние уборки не менее 10 метров по периметру контейнерной площадки.
В иных случаях, минимальные расстояния, от контейнерной площадки до границ прилегающей территории, принимаются не менее 15 метров (пункт 2 статья 19 Правил благоустройства территории ПГО).

Андрей Корешков

Поделитесь

Последние новости

Популярные категории