Пятница, 26 апреля, 2024

Почему дети теряют интерес к учёбе?

-

Мы все рождаемся совершенно неумелыми, неприспособленными к жизни, неумеющими пользоваться своим телом, непонимающими речь, незнающими правила выживания в этом мире. И в буквально короткий срок мы осваиваем весь необходимый нам для выживания минимум. Родители, у которых маленькие дети, или которые не забыли своих детей маленькими, имеют возможность наблюдать — с каким интересом и настойчивостью ребёнок обучается владеть своим телом, изучает мир вокруг, овладевает речью. Эволюция сделала так, что наши дети рождаются с желанием учиться, так как это помогает выжить. Почему же дети, которые с рождения жаждут познавать мир, к 7-8 годам теряют эту жажду познания? Куда это всё девается с возрастом? Почему школьники, в большинстве своём, учатся не из интереса, а по необходимости, из-под палки. Возможно, это взрослые отбили желание учиться? Почему учебный процесс становится мучителен и для ребёнка, и для родителя?

Примерно в 4-5 лет ребёнок уже хорошо говорит и засыпает взрослых вопросами обо всём что видит и слышит. Иногда докучая родителям. Мало у кого хватает терпения на все эти «почему». Родители устали на работе, у них домашние дела, и уделить достаточно внимания почемучке не легко. Получая от родителей отказ и иногда раздражение в ответ на свои вопросы, ребёнок отучается интересоваться новым. Каждый ребёнок учится, глядя на своих родителей, ориентируясь на их эмоции. И если родителям этот мир не интересен, ребёнку он тоже станет неинтересен. Для ребёнка очень важно как родитель относится к его познавательной деятельности, к нему самому в ней. Когда родитель сравнивает неуспехи ребёнка с успехами других детей, он обычно думает, что это стимулирует ребёнка исправиться, но вместо этого у ребёнка подрывается вера в свои силы и появляется ощущение своей второсортности, может развиться комплекс неполноценности.
Если вы недовольны успехами в школе вашего ребёнка, необходимо разобраться, в чём дело, что происходит? Для начала определимся, что понимать под успеваемостью. Успеваемость — это полнота, глубина, прочность знаний и навыков, осознанное их использование, а не оценки. Оценки могут отражать до какой-то степени эти показатели, а могут и не отражать. Важно, чтобы ребёнок знал предмет, а не просто приносил по нему пятерки. И повысить эту успеваемость может только сам ребёнок, родители её повысить не в состоянии. А вот повлиять на ребёнка, помочь ему, оказать поддержку, или создавать дополнительные трудности своим неумелым поведением, иногда, безответственным отношением, это, конечно, могут.
Наиболее частые причины неуспеваимости:

  1. Отсутствие интереса.
    Ребёнок не включен в этот процесс. Он не понимает, зачем ему заниматься учёбой, когда есть столько других интересных дел. Родитель может помочь, если сам с интересом будет включаться в учебную деятельность, расспрашивать о полученных в школе сведениях, обсуждать факты, спрашивать по ним мнение ребёнка, подчёркивая значимость его ответов.
    Превратить задачу в интересный квест. Прочитать литературу по ролям, проиграть сценки. Сложность в том, что родитель сам, скорее всего, не относится к учёбе как к интересному мероприятию, поэтому заразить интересом к тому, к чему сам не испытываешь, невозможно. Если процесс учёбы наполнен приятными эмоциями и положительными подкреплениями, он не будет у ребёнка вызывать отторжение.
  2. Повышенная тревожность.
    Пока ребенок в дошкольном возрасте, родители, как правило, сильно не интересуются, насколько ребёнок справляется с заданиями, их больше интересует, как он себя ведёт, слушается ли воспитательницу. В момент перехода ребёнка из дошкольника в школьника ситуация резко изменяется и родители ожидают от ребёнка успехов в учебе. Их реакция на ошибки ребёнка, неизбежные при освоении любой деятельности, во многом определяет, как ребёнок будет к этим ошибкам относиться. Если родители сильно огорчаются или злятся на ошибки ребёнка, он начинает бояться их совершать, и этот страх мешает учиться. Если ребёнка постоянно сопровождает негативная оценка, замечания, недовольство родителей и педагога у него может развиться хроническая неуспешность.
    В результате у ребёнка возникает и поддерживается высокий уровень тревоги. У него падает уверенность в себе, снижается самооценка. Позиция младшего школьника с хронической неуспешностью — это представление о себе как о безнадежно плохом ученике. И, как следствие высокого уровня тревоги – непродуктивная трата времени, отвлечение на мелкие и несущественные детали, мысли о том, что опять ничего не получится, отказ от выполнения задания, которое уже заранее кажется невыполнимым.
    Вниманию ребёнка мешает постоянное опасение сделать ошибку, он отвлекается от смысла выполняемых заданий и фиксируется на случайных мелочах, упуская из виду главное.
    Низкая продуктивность, в результате постоянной тревоги, характерная особенность деятельности при хронической неуспешности. Получается замкнутый круг: тревога, мешая деятельности, ведёт к неуспеху, неуспех — к негативным оценкам, а они порождают тревогу и закрепляют неуспех ещё больше. И чем дальше, тем труднее вырваться из этого круга. Поэтому неуспешность становится «хронической». В такой ситуации ребёнок может отказываться от выполнения заданий, пропускать школу.
    Главное, что могут сделать родители при такой ситуации, обеспечить ребёнка «успешностью». Ни в коем случае не критиковать его, хвалить за малейший успех, не сравнивать его весьма посредственные результаты с чьими-то достижениями, а только с собой вчерашним, если сегодня удалось продвинуться хоть на чуточку. Найти область, где успешность не пострадала, усилить ценность этой области и самим родителям проявлять к ней повышенный интерес — это может быть спорт, рисование, пение. Важно, чтобы ребёнок мог самореализоваться. Говорить ребёнку, что раз он смог научиться что-то делать хорошо, то постепенно научится и остальному.
    Самим родителям стоит запастись терпением и не выказывать озабоченность школьными успехами, а активно интересоваться другими сферами жизни ребёнка, например, отношениями в классе.
  3. Недостаток концентрации.
    Ребёнку трудно сосредоточиться и вникнуть в смысл написанного в учебнике, постоянно отвлекается на уроке и не успевает выполнить задание. Учителя приравнивают отвлекаемость к плохой подготовке и ставят плохие отметки. Ребёнку можно помочь научиться учиться. Существуют техники, обучающие выделять главное из потока информации, применять карточки, стикеры, мнемонические приемы. Могут быть и физиологические причины, вроде синдрома дифицита внимания, встречающегося вместе с гиперактивностью, но бывает и без гиперактивности. В этом случае желательна помощь специалиста.
  4. Высокая нагрузка.
    Родители, желая обеспечить своего ребёнка всесторонним образованием, записывают его на многочисленные кружки и секции. Если кружков слишком много, ребёнок не справляется с основным образованием. Задача родителей правильно составить режим дня. Предусматривая отдых, общение с друзьями, игры.
  5. Неприятности в школе.
    Иногда причиной неуспеваемости становятся конфликты с одноклассником или с учителем. Трудно думать об учёбе, когда ты испытываешь страх, гнев, обиду, всякий раз вспоминая школу. Ребёнок может бояться отвечать на уроках из-за возможных насмешек одноклассников или ожидая неодобрения учителя. В этом случае необходимо разбираться в ситуации, возможно, идти в школу, беседовать с педагогами.
    Если ребёнок подвергается травле, ни в коем случае не обвинять в этом самого ребёнка, в это должны вмешаться взрослые Этот вопрос из психологического ракурса переходит в правовой.
    Не стоит забывать, что ребёнок имеет право на безопасность, и эту безопасность в школе ему должен обеспечить педагогический коллектив.

Если родители хотят привить ребёнку желание учиться, они не должны игнорировать интересы, желания и чувства ребёнка. Учеба — это действительно хороший старт в жизни и надо на своём примере показывать, что учиться — это хорошо и интересно. И своим отношением к ошибкам учить, что они неизбежны при освоении чего-то нового, и их совершать вполне естественно. Ведь когда взрослый приходит на новую работу, он тоже совершает ошибки, осваивая новые навыки и это нормально. Родители должны понять, что, если ребёнок не хочет учиться, это не только его проблема, это их ошибки допущенные в воспитании.

Светлана Бурилина,
психолог
тел.: +7-924-527-78-52

Поделитесь

Последние новости

Популярные категории