На прошедшей неделе в дорожной сфере города Партизанска произошло важное событие: дорожники начали ремонт асфальтового покрытия по улице имени воина – интернационалиста Павла Разгонова. Событие было горячо ожидаемым не только жителями этой улицы. Несколько недель по этой улице из-за отвратительного качества дорожного покрытия было блокировано движение пассажирских автобусов, что негативно сказалось на результатах работы стоматологического отделения городской больницы.
О соблюдении технологии
Когда пресс-служба администрации Партизанского городского округа опубликовала фотографии с места проведения ремонтных дорог на перекрёстке улиц Щорса и Разгонова, то многие жители ахнули. На фото отчётливо было видно, как рабочие укладывают асфальт прямо на щебень, где не было никакой битумной пропитки (на фото внизу). Совсем никакой!
При этом происходящее флегматично созерцал Пётр Зуботыкин, заместитель главы ПГО по вопросам жизнеобеспечения, он же начальник управления ЖКХ администрации ПГО.
В социальных сетях развернулась дискуссия. Большинство участников гневно клеймило дорожников – бракоделов и чиновников администрации, а некоторые засомневались: действительно нужно ли перед укладкой асфальта пропитывать щебень битумной проливкой или итак пойдёт? Может быть, современные технологии уже не предусматривают этого?
Давайте вместе с вами, уважаемые читатели, почитаем в качестве дополнительного образования нормативно-правовые акты на тему ремонта автомобильных дорог, например, СП 78.13330.2012 «СВОД ПРАВИЛ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ», актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85. Узнаем там, что бывают разные технологии подготовки основы из щебня перед укладкой асфальта.
Опустим те, которые в условиях города Партизанска не применяются, и процитируем ниже следующий текст, который нам позволяет узнать много интересного не только о битуме и способах его нанесения, но и подготовки основания:
11.4 Устройство оснований и покрытий по способу пропитки.
11.4.1 Устраивать покрытия и основания из щебня, обработанного по способу пропитки битумом или эмульсиями, следует в сухую погоду при температуре воздуха не ниже 5 °С. При использовании эмульсий при температуре воздуха ниже 10 °С их следует применять в теплом виде (с температурой 40-50 °С).
11.4.2 Покрытие по способу пропитки следует устраивать из щебня изверженных пород марки не ниже 800 или осадочных и метаморфических марки не ниже 600. Для устройства оснований — марка не ниже 600.
11.4.3 При устройстве конструктивного слоя по способу пропитки следует применять щебень четырех фракций размером 40-70, 20-40 (или 25-40), 10-20 (или 15-25), 5-10 (или 3-15) мм. Последняя фракция предназначена для защитного слоя.
11.4.4 Объем щебня основной (первой) фракции размером 40-70 или 20 (25) — 40 мм следует определять с учетом коэффициента 0,9 к проектной толщине слоя основания или покрытия и увеличения этого объема в 1,25 раза на уплотнение. Объем каждой последующей фракции щебня следует принимать равным 0,9-1,1 м на 100 м основания или покрытия. Расход вяжущего следует принимать равным 1,0-1,1 л/м на каждый сантиметр толщины слоя и дополнительно 1,5-2,0 л/м для покрытия. При использовании эмульсии её концентрация должна быть 50-55% при применении известнякового щебня и 55-60% при применении гранитного щебня, а расход — соответственно увеличен.
11.4.5 Работы по устройству покрытий и оснований способом пропитки битумом следует производить в следующем порядке:
— распределение основной фракции щебня;
— уплотнение катком массой 6-8 т (5-7 проходов по одному следу, уточняется в зависимости от массы катка при пробной укатке);
— розлив 50% вяжущего от общего расхода;
— распределение расклинивающей фракции щебня;
— уплотнение катком массой 10-13 т (2-4 прохода по одному следу);
— розлив 30% вяжущего от общего расхода;
— распределение второй расклинивающей фракции щебня;
— уплотнение катком массой 10-13 т (3-4 прохода по одному следу);
— розлив 20% вяжущего;
— распределение замыкающей фракции щебня;
— уплотнение катком массой 10-13 т (3-4 прохода по одному следу).
При использовании в качестве вяжущего эмульсий первый розлив вяжущего (70% эмульсии от общего расхода) следует проверить после распределения первой расклинивающей фракции и ее уплотнения.
Остальные 30% эмульсии разливают после уплотнения второй расклинивающей фракции.
11.4.6 При температуре до 20 °С щебень основной фракции следует уплотнять, как правило, без увлажнения. При температуре воздуха выше 20 °С щебень следует поливать водой в количестве 8-10 л/м . В этом случае разливать битум следует только после просыхания щебня, а эмульсию следует разливать по влажному щебню.
11.4.7 Все работы по россыпи расклинивающих фракций и их уплотнению следует производить после розлива вяжущего до его остывания.
При использовании вяжущего в виде битумных эмульсий устраивать защитный слой на покрытии с использованием последней, наиболее мелкой фракции щебня, а также устраивать покрытие по подготовленному основанию следует через 10-15 суток при пропитке анионными эмульсиями и через 3-5 суток — при пропитке катионными».
Как видим, подготовка оснований дорожного полотна автомобильной дороги перед его асфальтированием – весьма сложный процесс, предусматривающий множество факторов, соблюдение которых оказывает существенное влияние на качество работ. Не маловажным фактором является контроль качества работ.
11.6 Контроль качества работ.
11.6.1 При приготовлении эмульсий следует контролировать:
— постоянно — температуру битума и водного раствора эмульгатора;
— не реже одного раза в смену — качество эмульсии по ГОСТ Р 52128.
11.6.3 При устройстве оснований и покрытий способом пропитки следует контролировать:
— при каждом розливе — температуру вяжущего материала;
12.3.2 Основание, на которое укладывается асфальтобетонная смесь, должно быть принято в установленном порядке, очищено от посторонних предметов, грязи и пыли.
Перед укладкой смеси (за 1-6 ч) необходимо провести обработку поверхности нижнего слоя битумной или битумно-полимерной эмульсией, жидким или вязким битумом, нагретым до температуры, указанной в таблице 9.
Отдельный вопрос к технологии производства асфальта, его транспортировке, укладке. Пока мы не будет трогать эту тему, хотя она не менее интересная, чем битумная.
Можно предположить, что даже краткое погружение в тему подготовки основания перед укладкой асфальта дает точно представление о том, как это должно быть. Так ли это происходит все последние десятилетия в Партизанске?
Многие жители города, которые интересуются технологией капитального и ямочного ремонта автомобильных дорог, полагают, что из года в год дорожные работы происходят с грубым нарушением технологии, что приводит к очень быстрому разрушению асфальта. В свою очередь, вся правоохранительная система как-бы не реагирует на многолетние крики граждан и независимой прессы.
Зачастую нарушения при ремонтных работах производятся, что называется, на глазах всего города, но это ничего не меняет. Миллионы бюджетных рублей ежегодно «закапываются» в улицы городского округа, а дороги всё хуже и хуже.
При вопросах к дорожникам о тех или иных их «косяках», они нередко отмечают, что все работы делали точно по тому проекту, который им предоставил заказчик. Так что по поводу отсутствия пропитки основания под асфальтом или других технологических нюансах, следует смотреть проект, который заказчик предоставил исполнителю в рамках муниципального контракта.
Это могли бы сделать депутаты Думы ПГО или работники Контрольно-счётной палаты, но, увы, надеяться на это не приходится.
Если это чиновники администрации из года в год составляют проекты, не соответствующие современной нормативно-правовой базе, то, вероятно, их нужно привлекать к строгой ответственности, вплоть до уголовной.
Отдельным вопросом прошедшей недели стоит упомянуть село Авангард, куда комиссия во главе с мэром доехала лишь спустя почти три недели после последнего ливня, разрушившего автомобильный мост. На село не ходили пассажирские автобусы, а автомобилисты тряслись по «раздолбанной» объездной дороге. К концу прошедшей недели объездную дорогу отгрейдировали, по ней в село поехали пассажирские автобусы, жителям пообещали в скором времени сделать временный автомобильный мост, чтобы вернуть движение автомототехники по основной магистрали. А сколько критики в адрес местной власти звучало в селе Авангард – вы бы только слышали!
За что нам такие мэры?
Нередко жители города задают вопрос: «За что нашему городу такие мэры?» Ответ на него может лежать исключительно в сфере философии. Конечно, можно ответить традиционно в русле того, что «каждый народ заслуживает своего правителя», но можно на проблематику посмотреть и под другим углом. Например, любые испытания человеку (или городу) даются для чего-то.
Сегодня, после 30 лет развития капитализма в России, разобщённость людей достигла поразительных размеров. Люди замыкаются в себе, в семье и очень неохотно проявляют участие в общественной жизни. Многие не общаются с соседями по лестничной площадке.
У граждан страны последовательно отнимают то одно право, как-бы дарованное Конституцией РФ, то другое. Так граждане уже не могут выбирать мэров городов и, соответственно, влиять на местную политику в качестве избирателей. Мэров избирают депутаты, состав и качество которых власть научилась подбирать в удобном для неё формате.
В принципе, как это показали выборы депутатов Думы Партизанского городского округа осенью прошлого года, далеко не всё решают избиратели. Есть другие силы, которые могут организовать причудливые результаты, устранять неугодных кандидатов.
Но так, без избирателей, жителей, людей, россиян долго быть не может. Чем дальше власть отдаляется от народа, тем ближе грабли, на которые власть уже много раз наступала. Колесо истории в России движется по бездорожью не так, как в других странах. Протесты, бунты, восстания, революции – это про Россию. Наш народ медленно запрягает, хоть в протесте, хоть в войне против иноземных иродов, зато после очень быстро едет.
Так и в Партизанске, вероятно, должны созреть условия для политической и общественной активизации народа. Лучше всего эти предпосылки создаёт глупая и тупая власть, которая сама не понимает, что делает.
Сегодня сумма противоречий в городе медленно нарастает, число недовольных дорогами, качеством воды, электроэнергии, тепла, содержанием кладбищ, городским благоустройством, качеством автобусных пассажирских сообщений и прочее увеличивается, накапливается пока в скрытой фазе.
Власть из года в год только ухудшает состояние городского хозяйства, в руководстве администрации и Думы работает большинство непрофессиональных людей, замкнутых на собственном пребывании во власти, а не на служении народу.
Так не только в Партизанске и даже в России. По всему миру происходят аналогичные тенденции ухудшения качества работников властных структур, растёт количество и качество народных протестов. Тенденции общие, но нас интересует Партизанск, где у местной власти нет никакой стратегии развития, многие высокопоставленные чиновники живут по принципу «день прошёл, да и ладно».
Для русского человека характерна соборность, общность взглядов, единение. Так было раньше, ещё в допетровские времена. Эти качества народа методично уничтожались веками. За последние десятилетия капитализма в России разъединение людей достигло какого-то апогея, но маятник исторических процессов может качнуться и двинуться в обратную сторону — к единению. Уже несколько лет по России активно создаются общины по месту жительства. Это не ТОСы, а именно общины. Люди объединяются для защиты от мигрантов, от коррупционной власти, от нерадивых поставщиков коммунальных услуг. Они выстраивают новые (старые) отношения, основанные на добрососедстве, дружелюбии, единении. Этот процесс весьма не нравится многим чиновникам, неспособным работать на принципах служения, открытости, соборности.
Вероятно, и Партизанску потребуется пережить и эту, на мой взгляд, непрофессиональную местную власть, научиться решать многие вопросы самостоятельно, а так же сообща оказывать на власть давление по вопросам местного самоуправления.
Сегодня политическая активность жителей ПГО находится на низком уровне, что позволяет местной власти чувствовать себя весьма комфортно. Нет ни митингов на площади, острых оппонентов мэру и его приезжей команде заместителей, общественность почти спит, а когда пытается объединяться, то эти ростки самоуправления подвергаются разрушению, как, например, в случаях с Общественной палатой.
Даже ТОСы, которые уже давно развиваются в Приморье, местная власть начала создавать только лишь под давлением краевой власти, и то, потому что появилось хоть какое-то финансирование благоустройства территорий ТОС. До этого местные мэры смотрели на ТОС, как на что-то чуждое, мешающее их спокойному пребыванию на «олимпе».
В Партизанске усиливается критика мэра и его заместителей.
Это происходит в социальных сетях, в личных разговорах, в обращениях жителей к губернатору и даже самому Президенту. Так уже неоднократно звучали предложения автомобилистам провести марши протеста против «убитых» дорог. Но разве только в дорогах в Партизанске проблемы? Вероятно, стоит рассматривать проблематику несколько шире – в общем качестве управлении, отсутствии стратегии развития, а так же постоянного и конструктивного диалога в рамках социального треугольника «Власть – бизнес – население».
Владимир Хмелев,
фото администрации ПГО и автора.