Как известно, в России две беды – дураки и дороги.
Примечательно, что выражение о «дураках и дорогах» приписывается то Гоголю, то Карамзину, то Салтыкову-Щедрину, но оно оказалось более современное и появилось в обиходе не ранее 1990-х годов. Впервые фраза про две беды России появилась в печатном виде в стенограмме выступления одного из депутатов Коми АССР на втором съезде народных депутатов СССР 1989 года. А автором этих слов, как выяснилось позднее, оказался знаменитый сатирик Михаил Задорнов. Но сегодня не совсем о дорогах, а об одном из важнейших элементах дорог – ливневой канализации. Вернее о том, как их делают в городе Партизанске…
Ливнёвки
«Ливневая канализация относится к искусственным дорожным сооружениям, предназначена для обеспечения отвода воды с поверхности дорожного покрытия и представляет собой систему трубопроводов, их каналов или лотков и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод и является неотъемлемой, технологической частью автомобильной дороги, элементом системы дорожного, поверхностного водоотвода», — поясняет эксперт службы Правового консалтинга «ГАРАНТ» Елена Казакова.
Значение ливнёвок для города Партизанска с его сложным рельефом является ключевым. Так весенние воды, не отведённые от проезжей части дороги в ливневую канализацию, в течение дня проникают в микротрещины асфальта, а ночью замерзают, что приводит к разрушению дорожного покрытия.
Конечно, важным является и качество асфальта, и его своевременный ремонт, например, способом битумной проливки образовавшихся трещин.
Из-за скудости местного бюджета и в советские времена и, так сказать, в период нашествия капитализма, органы власти Партизанска чаще всего пытались положить как можно больше нового асфальта, вместо того, что бы делать ремонт дорог по принципу «Лучше меньше, да лучше». В итоге новый асфальт разрушается, как и предыдущий.
Однако иногда у местных чиновников доходят руки и до обустройства ливневой канализации при производстве капитального ремонта дорог. За последнее десятилетие в разных местах города у кромки некоторых дорог были уложены бетонные водостоки и закрыты металлическими решётками. Казалось бы дело отличное, но вопрос вновь о качестве выполненных работ. Как правило, большинство ливневой канализации с металлическими решётками было сделано известной компанией руками армянских рабочих. Лично я отношусь с армянским строителям и дорожникам с большим уважением – они умеют работать и делать это качественно, но почему-то не в городе Партизанске.
По моим наблюдениям, большинство решёток ливневой канализации, изготовленных в течение всех последних лет, вскоре нуждались в ремонте.
Куда бы мы не кинули свой взор, направленный на металлические решётки ливневой канализации, вскоре после укладки они приходили в негодность: проваливались под колёсами автомобилей, ломались, изгибались, опасно топорщась во все стороны. Именно такую картину мы сегодня наблюдаем по улице Замараева, где находится самая длинная дорожная ливневая канализация, созданная за последние годы.
Практически по всей протяжённости канализации видим нарушение целостности решётки, что может говорить об её некачественном изготовлении. Такое состояние решётки не только портит внешний вид, сколько представляет собой значительную опасность для участников дорожного движения.
На прошлой неделе на пересечении улиц 50 лет ВЛКСМ и Весенняя в ливнёвку, проходящую через дорогу, провалился легковой автомобиль.
«Ремонт» решётки после ДТП там сделали оригинально: в бетонный лоток положили трубу и засыпали породой.
Так наглядно было продемонстрировано «качество» изготовления решёток, которые через несколько лет приходят в полную негодность, являются причиной ДТП, нанесения материального ущерба жителям города.
Аналогичные «качественные» решётки имеются в разных местах нашего города. И практически все они нуждаются в ремонте, но его делает уже не компания, успешно освоившая муниципальные деньги, а кто-то другой, за другие деньги.
Этим летом был произведён ремонт решёток ливневой канализации в районе мирового суда по улице Коренова, на перекрёстке Коренова – Заводская.
Как видим, срок их эксплуатации весьма незначительный.
Казалось бы, чиновники администрации ПГО, принимающие качество выполненных работ, тем более хорошо знающие «мастерство» известной компании, должны, что называется, вооружиться лупой и принимать изготовленные ливневые канализации и тем более металлические решётки, сравнивая их с муниципальным заданием и то, что получилось в натуре.
Соответствует ли толщина применяемого металла, марка, другие характеристики? Но, на мой взгляд, должностные лица администрации ПГО годами халатно принимают выполненные работы, а через некоторое время металлические решётки переделывают на более качественные.
Потрясающая щедрость в распоряжении бюджетными деньгами!
Бракоделы
И эти, и другие нарушения в сфере дорожного хозяйства происходят на глазах у всего города.
Так в этом году и наша газета, и жители в социальных сетях дружно писали, что укладка нового асфальта на городской площади в 2024 году производилась без должной пропитки битумом нижележащего слоя.
Ремонт асфальта по улице Разгонова был произведён с грубым нарушением технологии, но управление ЖКХ администрации ПГО отвечает жителям, что никаких нарушений не было.
В конце прошлой недели жители вновь фиксировали нарушения при производстве ремонтных работ дорожными рабочими – на этот раз в районе пересечения улиц Центральная и Щорса, где вместо качественного щебня использовался то обычный песко-гравий, то измельчённый старый асфальт, который пересыпали из одной ямы в другую.
А асфальт укладывали прямо на пыль, упавшие листья, хотя технология предусматривает полную очистку подстилающего слоя он пыли, грязи и воды.
И почему около этих работ не проводил фотосессию мэр города?
Нарушения технологии ямочного ремонта по улице Центральная были зафиксированы множеством автолюбителей и пешеходов, а вот работники управления ЖКХ администрации ПГО составили ли на месте акты, зафиксировали ли выявленные нарушения, чтобы принудить компанию – подрядчика к исправлению брака?
Или эти деяния были совершены по совместной договорённости?
Глядя на массовые нарушения технологии ремонта дорог, жители городского округа живо обсуждают их в социальных сетях. Там же рождается и народное творчество, как, например, в чате телеграм-канала «Гражданин Приморья» (https://t.me/grazhdanin_primorye):
Ямочный ремонт дорог! Кто ж его придумать мог?
Не ремонт, а срамота -не годиться никуда!
Удивляется народ: кто не так асфальт кладёт?
Смесь лопатой разбросал, сапогами притоптал.
Это что за мастера? Их давно прогнать пора.
Возмущенью нет предела — это всё осточертело!
Не найдут на них управы — будут ямы и канавы!
Важным вопросом нормальной деятельности ливневых ливнёвок является их своевременное обслуживание. Например, в прошлом году пресс-служба администрации ПГО с восторгом публиковала фотографии и текст о том, как работники «Горхоза» лопатами даже в дождь проводили очистку ливневой канализации по улице Замараева. Работники «Горхоза» извлекали из ливнёвки горы земли, а в этом году она вновь заброшена, местами из-под металлической решётки начинает колоситься трава. Лишь на прошлой неделе, то есть в конце лета, «Горхоз» неспешно начал проводить очистку ливнёвок по улице Замараева. Эти тяжёлые работы производили две хрупкие женщины, чей уставший вид навёл на сравнительный образ того, как к сфере ЖКХ относится руководство администрации ПГО.
Одним из ярчайших примеров «эффективного» управления территорией со стороны «команды» Олега Бондарева в сфере ЖКХ является содержание микрорайона «Лозовый», где полынь вдоль обочин дорог уже выше человеческого роста! В этом году во многих местах этого микрорайона трава вдоль дорог и тротуаров не выкашивалась ни разу! И это при том, что эту территорию микрорайона неоднократно посещает губернатор Приморского края Олег Кожемяко, а местным депутатом там является председатель Думы ПГО Владимир Красиков!
На дворе август, но до сих пор с улиц города не убрана зимняя подсыпка противогололёдной смеси!!! По правилам содержания дорог она должна быть убрана ещё весной, но до сих пор лежит на дорогах, что является нарушением и создаёт опасность для участников дорожного движения из-за разницы коэффициента сцепления колёс.
Напомню, что осенью прошлого года местное отделение партии «Единая Россия» на выборах депутатов Думы ПГО нового созыва одержала «сокрушительную» победу, заняв абсолютное большинство в составе Думы. Весной этого года депутаты Думы, члены и сторонники ЕР избрали главой ПГО на повторный срок своего лидера – «единоросса» Олега Бондарева.
По моему совершенно субъективному мнению, он и предыдущий пятилетний срок работы показал себя и свою «команду» крайне слабыми управленцами. В итоге полное партийное единодушие руководства администрации и депутатов Думы приводит к управленческому застою в нашем городском округе. Отсутствие здравой критики и самокритики внутри управленческой структуры, борьба с инакомыслием, страх за личную карьеру являются губительными для интересов общего дела. На подобные «грабли» наступали многие мэры нашего города, но, как видим, чужой опыт ничему не учит.
Контроль и учёт
Кто должен контролировать все этапы производства дорожных работ? Конечно же, заказчик – управление ЖКХ администрации ПГО, уже много лет возглавляемое заместителем главы ПГО Петром Зуботыкиным, чей профессионализм лично у меня вызывает огромное сомнение.
Однако главе городского округа он почему-то нравится. До него с должности заместителя главы по вопросам жизнедеятельности были выдавлены принципиальный, опытный управленец Роман Зыбин, затем трудолюбивый и дотошный Андрей Корешков.
При Зуботыкине и его начальнике Бондареве город зарос травой, кустарником и деревьями, качество дорожного покрытия снизилось до критических величин, не спасает даже вновь созданный под «барабанный бой» «Горхоз».
К слову о дискуссии о гарантийных сроках на так называемый ямочный ремонт. Он определяется не периодом времени, как это в городе Партизанске, в 6 месяцев, а интенсивностью транспортного потока в течение суток. Например, аналогичная асфальтовая «заплатка» по улице Виноградарская и улице Ленинская будет подвергаться разным механическим воздействиям и, соответственно, служить разный срок, вплоть до нескольких лет, а не символических 6 месяцев.
Но в Партизанске другая планета.
К качеству приёмки выполненных работ в дорожной сфере и благоустройству у горожан множество вопросов, но они все последние годы так и остаются без ответов. Жителей города возмущает та наглость дорожников и чиновников, с которой они из года в год «осваивают» бюджетные деньги, оставляя за собой то уплывающий от дождя асфальт, то вздыбленные металлические решётки ливневой канализации. Они чувствуют себя очень спокойно, так как бояться им некого!
Дума ПГО и Контрольно-счётная палата не представляют для них ни малейшей опасности, а правоохранительная система в ходе многолетней «оптимизации» не в состоянии реализовывать мало – мальски сложные уголовные дела. Ну, а возмущённые крики горожан и прессы можно и потерпеть, так как они не могут повлиять на движение бюджетных средств от заказчика к исполнителю.
Возможно, кто-то из чиновников за прикрытые глаза получит «малую толику» за свою лояльность бракоделам, и на следующий год всё повторится.
Утверждать о коррупции в управленческом аппарате местной власти не смею – это сфера деятельности оперативных служб разного рода правоохранительных органов, а так же общего надзора «ока государева» — прокуратуры.
Владимир Хмелев,
Постскриптум:
Одна из наших постоянных читателей предложила сравнить качество труда главы города Артёма — Вячеслава Квона и города Партизанска — Олега Бондарева. По её словам, Квон в последние годы жёсткой рукой навёл порядок среди подрядчиков муниципальных контрактов в дорожной сфере, да и качество общего управления территорией у Квона на много порядков отличается от Бондарева.
Соглашусь с доводами читателя…