Четверг, 18 апреля, 2024

О кандидатах, депутатах, их льготах и тяготах, а также смысле и мотивации

-

Анализируя деятельность современного состава Думы Партизанского городского округа, прихожу к выводу, что значительная часть народных избранников не знают, что им нужно делать в качестве депутата, не совсем понимают свои права и обязанности, полномочия, возможности.

В то же время другая часть Думы, состоящая из опытных депутатов, по каким-то причинам откровенно «засалфетила» на свои обязанности. Всё это существенно влияет на качество работы Думы. Этому составу Думы работать уже менее года, часть из депутатов, возможно, будет баллотироваться на следующий срок, да и потенциальных кандидатов к сентябрю 2023 года наберётся немало. В предлагаемой читателям статье, попытаюсь, естественно субъективно, немного раскрыть тему работы депутата. Речь будем вести только о работе депутата муниципального уровня. Пусть читателей не смущает слишком большой текст статьи: его нужно публиковать целиком и один раз (не разбивая на несколько номеров) – авось кому и пригодится.

Мотивация

Зачем человек идёт в депутаты? Естественным ответом времён СССР будет звучать: «Для того, чтобы помогать людям!» Однако времена ныне другие, капиталистические, и, соответственно, мотивация стать депутатом тоже может быть другой. Многие понимают, что быть депутатом – это ещё и про ответственность, и про личное время, а даже порой и про личные денежные расходы. Поэтому у желающего стать депутатом в современные времена могут быть другие мотивы, кроме тех, чтобы помогать людям, решать проблемы своего избирательного округа.
Давайте рассмотрим несколько основных мотиваций, которые влекут человека стать депутатом.

«Партийный интерес»

Все политические партии ОБЯЗАНЫ участвовать во всех выборных кампаниях. В итоге наибольшее количество кандидатов в депутаты выставляют партии. Например, в городе Партизанска действующих местных отделений два: это «Единая Россия» и КПРФ. Продолжает формироваться отделение партии «Новые люди», но, чтобы доказать избирателям свою актуальность, возможно, пройдёт ещё немало времени.
В Партизанске иногда может собраться силами отделение «Справедливая Россия», но действует нестабильно, так как не имеет крепкое местное отделение, не ведёт постоянную политическую деятельность.
Можно отметить, что не блещут кадровыми резервами ни ЕР, ни КПРФ. В политической жизни со всеми её особенностями и факторами наблюдается явный застой.
Территория Партизанского городского округа поделена на 21 избирательный округ. В составе Думы 21 депутат, соответственно, каждому местному отделению политической партии в идеале необходимо выдвинуть по 21-му кандидату. Представьте себе, что каждые пять лет ЕР и КПРФ вместе нужно найти 41-го активиста, способных и желающих стать депутатами. Поэтому каждые муниципальные выборы для местных отделений партий – это интенсивный поиск по «сусеком» тех членов партии или сочувствующих, кто может в принципе быть депутатом (возраст, голова на плечах, отсутствие судимости и прочее). В результате того, что даже у основных местных отделений нет необходимого кадрового потенциала, нередко видим, как депутатами становятся люди, которые сами ранее никогда не задумывались о депутатстве, но стали таковыми. У таких людей может совсем не быть глубокой личной мотивации стать народным избранником, поэтому в Думе они чаще всего являются молчунами, да и на избирательном округе их «днём с огнём» не найдёшь.
При выдвижении в кандидаты от той или иной политической партии есть плюсы и минусы. Так партии, которые представлены в Госдуме или краевом парламенте для своих кандидатов в депутаты муниципального уровня не проводят сбор подписей избирателей. Они представляют в территориальную избирательную комиссию (ТИК) перечень документов, чем существенно облегчают жизнь своему кандидату на этапе регистрации. Партийных кандидатов с предвыборной гонки практически не снимают, а вот тех претендентов на депутатский мандат, кто выдвигается самовыдвиженцем, снять с гонку «проще паренной репы», например, придравшись к подлинности подписей избирателей.
Плюсом выдвижения от политической партии так же является опыт избирательных кампаний, какое-то финансирование, организованный подход к организации наблюдения за ходом выборов, юридическая защита и прочее. Однако, при выдвижении от партий есть и минусы для тех, кто по жизни имеет независимый характер, собственную точку зрения на происходящие события. Став депутатом, все партийцы войдут в депутатскую фракцию от своей партии и будут обязаны подчиняться партийной дисциплине, голосовать согласованно, порой держать свой язык за зубами и не высовываться. В таких фракциях личная инициатива чаще всего не приветствуется.

«Помощь людям»

Желание что-то изменить или улучшить на территории своего места проживания, постоянный контакт с соседями, наличие каких-то проблем на своей улице, могут подтолкнуть того или иного человека к стремлению стать депутатом Думы. Подобных самовыдвиженцев в составе Думы всегда мало и они практически не делают никакой «погоды» при голосовании. Плюсом является относительная независимость, возможность задавать вредные вопросы, оставаться со своими принципами.
С другой стороны, независимый депутат в выражении депутатских инициатив может быть заблокирован своими коллегами по Думе (за них не будут голосовать), от него может отвернуться руководство Думы и администрации. Поэтому эффективность для решения проблем своего округа у независимого депутата может быть весьма и весьма затруднена в сравнении даже с обычным избирателем. К тому же пять лет депутатского срока – это немалый временной промежуток, где первый «кавалерийский» наскок сходу решить все проблемы своей территории сменяется отчаянием, бессилием и такой тоской, что не хочется ходить ни на какие заседания Думы.
Успешность самовыдвиженца в качестве самостоятельного депутата зависит от характера избранника, его воли и стойкости.

«Групповой интерес»

Иногда в депутаты может пойти группа граждан, у которой преобладает не партийный и даже не патриотический интерес, а сугубо групповой интерес. Например, подобная мотивация явно просматривалась в действиях фракции «Справедливая Россия», когда группа предпринимателей выдвинулась в депутаты от этой партии, и даже набрала в Думе определённое количество мест. Однако она не смогла реализовать те интересы, ради которых и выдвигалась в народные избранники. Как результат – полный выход депутатов этой фракции из состава Думы, что явилось прецедентом для нашего представительного органа.
Группы могут быть разные: профессиональные, профсоюзные, экологические, и прочие. Для кандидата, принявшего решение баллотироваться в составе подобной группы, есть групповая поддержка, что очень важно. Однако подобная группа в качестве предвыборной технологии может только заявлять о том, что она идёт в Думу ради народа, спасти город, сделать его лучше, краше и чище, остановить беспредел и прочее, но на самом деле она может не желать вести полноценную депутатскую деятельность.
К мотивации под названием «Групповой интерес» можно отнести и положительные примеры, коих, скажем прямо, за всю историю Думы ПГО можно насчитать единицы. Это когда группа активных граждан (с улицы, из микрорайона, из общественной организации, друзей, бывших коллег по работе и прочее), решает направить своего товарища в народные избранники для того, чтобы он/она «навели» там порядок, послужили интересам людей.


«Бизнес-интерес»

Иногда предприниматели тоже стремятся стать депутатами для реализации своих интересов в сфере бизнеса. Если такой депутат – предприниматель не делает из своего мандата «волшебную палочку», открывающую двери кабинетов местных чиновников, не входит в коррупционные отношения с руководством местной администрации, а во главу угла своей работы ставит деятельность по реализации интересов избирателей, то это и не плохо. Каждый депутат, так или иначе, хорошо разбирается в какой-то своей профессиональной сфере и опыт предпринимателя – только в пользу общему делу. Но так бывает не всегда.
В истории ПГО были и есть некоторые депутаты, которые очень активно лоббировали в коридорах власти личный бизнес. На всех публичных мероприятиях не отходили от мэра, рьяно защищали его от критики оппонентов, всем видом показывая свою значимость, важность, нужность, но не для избирателей, а для мэра.
Задачей подобных избранников является снизить количество возможных проверок своего бизнеса, без очереди оформить какие-то разрешительные документы, с помощью административного ресурса «придушить» своих конкурентов и так далее. Фамилии называть не буду, такие были и до сих пор есть в составе Думы. Плохо или хорошо использовать статус депутата для продвижения своих бизнес-интересов – судить вам.

«Депутатская зарплата»

В Думе ПГО из двадцати одного депутата право получать заработную плату имеют всего два депутата, а вовсе не все, как это неверно полагают многие избиратели. Такая норма установлена законодательством и отражена в Уставе ПГО. Двумя депутатами, имеющими право на получение заработной платы, могут быть и председатель Думы, и его заместитель, и просто депутат. Председатель Думы может вообще не получать заработную плату, как это неоднократно было в истории нашего города.
Стоит отметить, что уровень заработной платы у обоих депутатов абсолютно одинаковый, будь то председатель Думы или просто депутат – таково веление закона.
По меркам города Партизанска у местных депутатов достаточно высокая заработная плата – около 100 тысяч рублей, что порой создаёт жёсткую конкурентную борьбу за эти деньги со стороны депутатов.
В финансовой мотивации депутатского труда нет ничего предосудительного: главное, чтобы народные избранники делали свою работу профессионально, тянули на себе основной воз работы, в том числе и за многих своих коллег, являющихся депутатами на общественных началах. И тогда никто им ни со стороны коллег, ни со стороны избирателей не сможет высказать упрёк, что они сидят на шее трудового народа.

Зачем?

При принятии решения о выдвижении кандидатом в депутаты, каждому желающему можно задуматься над несколькими вопросами:

  1. Зачем мне это нужно?
  2. Готов ли я стать публичным человеком, получать возможные дозы критики, зависти и прочее? Публичность обязывает ко многому, устанавливает ряд моральных и законодательных ограничений. Готов ли я к этому?
  3. Готов ли я раскрыть для общества обязательный для каждого депутата отчёт о собственных доходах, расходах, а так же о доходах своей супруги?
  4. Готов ли я долгие пять лет БЕСПЛАТНО тратить личное время на решение общественных вопросов города, личных проблем других людей, не имея за этого ничего, кроме проблем?
  5. Не испортят ли меня «медные трубы» (власть)? У депутата хоть и маленькая, но есть власть.

Обучение

Начало предвыборной гонки кандидата начинается задолго до агитационного периода. При нормальных условиях местное отделение политической партии или группы граждан, которые собираются выдвигать своих кандидатов на выборах в местную Думу, следует начать подготовку кандидатов как минимум за несколько месяцев до выборов. Это будет правильным решением, позволит подготовить претендентов морально и юридически.
Интересный опыт подготовки кандидатов был в местном отделении КПРФ до 2013 года. В программу обучения кандидатов входили следующие дисциплины:

  1. Основы законодательства РФ о местном самоуправлении.
  2. Устав ПГО.
  3. Структура местного бюджета и основы его формирования.
  4. Основы ораторского искусства.
  5. Законы логики и психологии.
  6. Стратегия, тактика и технология предвыборной работы.
    Подобное обучение позволяло расширить кругозор кандидатов, дать им представление о муниципальном праве, получить основы публичной деятельности.
    В результате к выборам 2013 года команда местных коммунистов пришла организованно и идейно сплочённая, морально и юридически подготовленная, скрепленная узами настоящего товарищества. Итог – большинство в составе Думы заняли коммунисты (впервые в современной истории города), что позволило им избрать из состава фракции председателя и заместителя председателя Думы, большинство председателей депутатских комиссий.
    Фракция КПРФ в первые месяцы своей работы прошла более углублённую подготовку по бюджетному законодательству. Предварительное и последующее обучение кандидатов позволило депутатам сразу приступить к работе.
    Стоит отметить, что аналогичную программу подготовки с большим интересом прошли члены первого состава Молодёжного парламента при Думе ПГО в 2014-2015 гг., которую для них провели депутаты – коммунисты.
    Совершенно иная картина наблюдается, например, в современном составе Думы, где молодыми депутатами никто профессионально не занимался, они представлены сам себе. В разговоре с некоторыми из них я понимаю, что в голове полная «каша», нет даже минимального понимания нормативного процесса, роли депутата, его обязанности и прав. Неподготовленность к депутатской работе существенно сказывается и на качестве депутатского труда.
    Можно отметить, что самообучение депутата не заканчивается весь период его полномочий. Депутатам приходится принимать самые разные решения, иногда они непростые с точки зрения современного права. Бывают случаи, когда юрист Думы, прокуратура, министерство юстиции, правовое управление Законодательного Собрания могут иметь различные точки зрения на тот или иной вопрос, а депутату требуется составить собственное мнение при голосовании. Лучший вариант, когда депутат самостоятельно изучает и проверяет ВСЕ вопросы предстоящей повестки заседания, ходит на заседания профильных депутатских комиссий, задаёт необходимые вопросы исполнителям проекта решения, а вечером ещё посидит за компьютером дома, чтобы посмотреть юридическую или судебную практику в других регионах. Так происходит постепенное обучение депутата и его подготовка до относительно профессионального уровня.

Работа

Став впервые депутатом, человек сталкивается с суровой реальностью выполнять свои полномочия сразу, без раскачки. Поэтому, как автор уже отмечал, важным фактором является предварительная разносторонняя подготовка претендента на депутатский мандат.
Исходя из собственной практики, считаю, что основную нагрузку во вновь избранном составе Думы обязаны брать на себя депутаты, которые трудятся на постоянной основе – то есть получают за свой труд деньги. Они, по сути, должны являться главными «моторами» и модераторами всех депутатов, везде поспевать, везде организовывать и даже помогать другим депутатам на их округах – это справедливо, так как остальные девятнадцать депутатов осуществляют свою деятельность на общественной основе, то есть бесплатно.
Народным избранникам в их деятельности помогают работники аппарата Думы, которые принимают и отправляют корреспонденцию, ведут протоколы заседаний комиссий и Думы, готовят документацию к заседаниям, оказывают помощь депутатам при подготовке к заседаниям комиссий и Думы, занимаются бухгалтерией, юридическими вопросами, архивными делами, а так же множеством других дел, связанных с осуществлением Думой её полномочий.

Условно всю деятельность депутата можно разделить на два основных «фронта»: на своём избирательном округе и в Думе (заседание постоянных депутатских комиссий и Думы).
На избирательном округе депутат проводит встречи с избирателями, как формальные в дни приёма, так и неформальные в ходе обхода территории округа, по приглашению избирателей и так далее. Но большинство депутатов Думы ПГО не имеют официальных приёмных и не проводят плановых встреч как таковых. Связь с народом им помогают поддерживать помощники депутатов, которые имеют специальное удостоверение, но не имеют никаких прав. Они не имеют права выступать от имени депутата, не замещают его, не подписывают никакие бумаги. Их задача – помогать депутату держать связь с народом, выполнять какие-то незначительные поручения, помогать организовывать народ на избирательных округах и прочее.

Отмечу, что никаких особых и не особых полномочий у них нет. И когда кто-то из помощников депутатов (любого уровня, вплоть до Госдумы) козыряет своими «корочками», то улыбнитесь ему в ответ, так как это только «корявые понты» и ничего более.
Многие депутаты Думы по разными причинам полностью исключают свою работу на избирательном округе, бегут от избирателей и их проблем, как чёрт от ладана, а фокусируются только на работе в Думе.
Передать своё письменное обращение своему депутату можно через аппарат Думы. Принесите заявление туда, даже если не знаете, кто у вас депутат на округе. Работники аппарата по адресу определят, какой депутат отвечает за ваш избирательный округ и передадут ему ваше обращение.
Срок ответа депутата контролируйте сами – 30 суток. Если депутат пропустил срок ответа, то его бездействие можно обжаловать в прокуратуру города. Даже если тот или иной депутат не работает на постоянной основе, является общественником, то всё равно он обязан соблюдать сроки ответа на обращения граждан. За их несоблюдение депутату может грозить штраф.

Каждый депутат является членом какой-то депутатской комиссии. В Думе их, уже многие годы, четыре (названия сокращены):

  1. Комиссия по бюджету.
  2. Комиссия по законности и местному самоуправлению.
  3. Комиссия по вопросам ЖКХ.
  4. Комиссия по социальным вопросам.

Депутатские комиссии – главная рабочая площадка при рассмотрении вопросов местного самоуправления. Для понимания, в чём заключаются полномочия органов местного самоуправления, требуется внимательно изучить закон о местном самоуправлении (Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), особенно статью 16. Вопросы местного значения муниципального, городского округа.
Именно на заседании комиссий происходят основные диалоги или дебаты с представителями администрации ПГО, управляющих компаний, здравоохранения, образования, общественных организаций и так далее.
В ходе заседания комиссии, депутаты, как правило, задают множество уточняющих вопросов по теме, вынесенной на заседание, определяются со своей точкой зрения, ведут диалоги с коллегами.
Если вопрос, вынесенный на рассмотрение заседания депутатской комиссии, достоин или обязателен для рассмотрения всей Думой, то с резолюцией депутатской комиссии он выносится на заседание Думы.
На заседании Думы депутаты тоже имеют возможность задавать уточняющие вопросы, вести дискуссии, высказывать свою точку зрения, но, как правило, если вопрос уже был рассмотрен на заседании депутатской комиссии, не является каким-то очень спорным, то в ходе заседания Думы споры по ним разгораются весьма редко.
Если заседания депутатских комиссий весьма малочисленные по количеству присутствующих на ней людей, то не совсем уверенный в себе депутат там может задавать вопросы и даже спорить. А вот на заседании Думы подобные народные избранники молчат, опасаясь попасть впросак, то есть сказать что-то не в тему.

На заседаниях Думы часто присутствуют официальные лица: мэр или его заместители, работники прокуратуры, сразу несколько работников администрации, городские активисты, представители прессы и так далее, — что вводит многих новых депутатов в изрядное смущение. Со временем некоторые преодолевают ложную робость, а некоторые так и остаются молчунами до окончания срока своих полномочий.
Существуют различные тактические способы поведения депутата на заседаниях комиссии и Думы. Это определяется той задачей, которую стремится достичь депутат или группа депутатов. Например, одна группа депутатов накануне ежегодного отчёта главы перед Думой может стремиться доказать, что мэр и его команда за год полностью провалили свою работу, а другая группа депутатов будет доказывать обратное. И у этих групп будет различная тактика поведения.
Основу многих успешных стратегий депутатов составляет дипломатия, как умение достигать компромиссов даже там, где это, казалось бы, невозможно.

Синхронизация законодательства

Важной частью деятельности депутатов является своевременное внесение в местные нормативно-правовые акты необходимых изменений в связи с изменением федерального или краевого законодательства. Согласно Конституции РФ, на территории страны действуют единые законы, и все органы власти обязаны своевременно делать необходимые поправки в местных законах или нормативно-правовых актах. Соответственно, Дума ПГО тоже должна своевременно вносить изменения в местные нормативно-правовые акты.
За своевременностью подготовки проектов необходимых решений Думы отвечает юрист Думы, депутаты, работающие на постоянной основе (за зарплату). Процесс контролирует местная прокуратура, а так же министерство юстиции РФ с его управлением в г. Владивостоке, а так же правовое управление Законодательного Собрания. Один раз в квартал в Думу приходит сводная таблица своевременности или несвоевременности принятия той или иной Думой города или района Приморского края необходимых поправок.
В прошлом созыве Думы Партизанск не отставал от установленных сроков внесения поправок в местные нормативно-правовые акты, а вот ныне у меня есть большие сомнения в успехе современного состава Думы в этом направлении.

Наказы избирателей

На мой взгляд, очень полезным для реализации чаяний избирателей являются их наказы. Наказы избирателей – это письменное обращение группы избирателей к депутату с просьбой сделать на избирательном округе нечто полезное и общественно значимое: тротуар, детскую площадку, ремонт дорожного покрытия, уличное освещение, скос травы, очистку кюветов, грейдирование дороги и так далее.
Как правило, руководство администрации ПГО от чрезмерной мании величия пытается полностью блокировать реализацию наказов избирателей, ссылаясь на отсутствие средств для «хотелок» депутатов. «Мания величия» в этом вопросе – это про то, что отдельные городские руководители железобетонно уверены, что только они имеют право распределять денежные потоки городского бюджета, а дело депутатов просто проголосовать за это.
Напомню, что до 2013 года несколько составов депутатов, состоящие преимущественно из членов партии ЕР, принимали огромное количество наказов избирателей (до 40 млн. рублей в год), а администрация и не собиралась их выполнять. Однако депутаты шум не поднимали, так как мэр тоже был их однопартиец и фактически руководил ими. В 2013 году в составе Думы появилась большая группа депутатов от КПРФ и нам удалось доказать руководству администрации, что наказы избирателей – это не «хотелки» депутатов, а то, что администрация ГОДАМИ не делает на том или ином избирательном округе. В результате бурных дискуссий удалось добиться консенсуса и в бюджете ПГО появилась отдельная строка на наказы избирателей – 10 млн. рублей на 10 депутатов — одномандатников.
Так как реализация отдельных наказов требовала сумм больше, чем один миллион на один округ, то руководство Думы смогло убедить депутатов работать с деньгами «вскладчину» для реализации общегородских проектов.
В один год «депутатские» деньги направлялись на один округ, в другой – на другие округа, что позволяло не «разрывать» реализацию наказов на несколько лет, а делать их за один год.
Таким образом, например, была заасфальтирована площадь перед жд вокзалом. Депутаты из фракции КПРФ и ЕР показывали нормальное сотрудничество и были весьма договороспособными для общего дела.
Ныне ситуация с наказами избирателей вновь откатилась в прошлое. Под воздействием руководства «белого дома» депутаты Думы то вообще не принимали наказы, то принимали, но с грубыми нарушениями и в результате от прекрасной идеи остался пшик. А зря…

Контроль и учёт

Дума является ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫМ органом местного самоуправления, а не законодательным, как это думают многие. Дума законы не принимает – это удел краевого и федерального парламента. На уровне представительного органа местного самоуправления принимаются только НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, регулирующие жизнь в различных сферах муниципалитета.
Так как Дума есть представительный орган власти, то есть непосредственно представляет интересы избирателей в органах местного самоуправления, то важнейшей задачей депутатов является контроль за деятельностью администрации ПГО от имени народа. Почему?
Депутаты один раз в год принимают бюджет городского округа, а затем в течение финансового года делают к нему поправки, вызванные различными причинами. Бюджет ПГО составляет более одного миллиарда рублей, которые кроме финансирования заработной платы работников муниципальных организаций и учреждений, оплаты услуг ЖХК, земельного налога и прочее, так же происходит реализация многочисленных муниципальных, региональных и федеральных программ, где ПГО расходует бюджетные деньги в качестве финансирования проектов или софинансирования.
Это большие деньги, за целесообразностью и эффективностью расходования которых нужен глаз да глаз. В ходе своих заседаний депутаты обязаны вдумчиво изучать отчёты администрации ПГО об исполнении ею всех многочисленных программ, на реализацию которых тратятся деньги из городского бюджета. Для этого депутаты могут выезжать на стройки объектов, составлять своё представление об их качестве, сроках исполнения и т.д., узнавать мнение специалистов и экспертов.
Для более точного понимания эффективности, законности и целесообразности тех или иных затрат Дума привлекает профессионалов – Контрольно-счётную палату ПГО, которая в плановом порядке, определяемом на год, проводит проверки тех направлений трат городского бюджета, которые интересуют депутатов.
КСП – единственный и незаменимый помощник Думы в объективном понимании городского бюджета. Как правило, вопросы целесообразности и эффективности трат городского бюджета очень нервируют отдельных представителей руководства администрации, но на то он и кот, чтобы мыши не расслаблялись. Депутаты вправе и даже обязаны производить контроль бюджета и разумно подрезать аппетиты чиновников.
Например, в прошлом созыве Думы глава городского округа предложил включить ПГО в состав Ассоциации муниципальных образований России и изложил свои доводы для такого шага. Депутаты согласились с доводами, приняли специальное решение и выделили необходимые деньги из бюджета для командировки мэра на заседания этой общероссийской организации, а так же взнос ПГО в Ассоциацию.
Через год, при формировании бюджета городского округа, депутаты запросили у мэра материалы из Ассоциации, которые в течение года должна была получать администрация ПГО и которые способствовали бы эффективности её работы. Руководство администрации не смогло предоставить такую информацию, в результате Дума своим решение вывела ПГО из состава Ассоциации, отменила финансирование полёта мэра в Новосибирск, а деньги были направлены на общественно полезные нужды в другую статью расходов бюджета.

Депутаты от имени своих избирателей проводят контроль исполнения многочисленных полномочий администрации ПГО.
К сожалению, современная Думы практически вообще не проводит такой деятельности, что вызывает вопрос уже о неисполнении депутатами своих полномочий (об этом будет отдельная статья).

О льготах и неудобствах

У депутата муниципального уровня нет никакой неприкосновенности или льгот. В отличие от депутата краевого парламента или Госдумы, он, как обычный гражданин, может быть подвергнут досмотру, обыску, аресту и так далее, и на это не нужно разрешение прокурора. Депутат ПГО не имеет никаких особых прав, кроме защиты интересов граждан на собственный страх и риск. Конечно, он имеет право без очереди зайти на приём к любому муниципальному служащему, включая мэра, но и эта норма права не работает, если служащий не захочет видеть депутата. Вероятно, читателям памятна история, когда депутат Думы ПГО, юрист и адвокат Ольга Крикса пыталась попасть на внеочередной приём к мэру, пользуясь правом депутата, для того, чтобы услышать от него причину незаконного строительства дороги вплотную к детскому саду. И даже у неё не получилось воспользоваться законным правом депутата на внеочередной приём у чиновника.
Возможно, преимуществом депутата Думы можно считать право в ходе заседания депутатских комиссий или Думы напрямую и публично задавать чиновникам вопросы о проблемах своего избирательного округа или жизнедеятельности всего городского округа – согласитесь, не у всех избирателей есть такая возможность.
Но принципиальный депутат может нарваться и на ответную реакцию руководства администрации. К сожалению, в нашем городе нередки случаи преследования депутатов за их принципиальность. Это отражается и в их работе, бизнесе, политике. Бывают случаи, когда депутата буквально принуждает к нужному результату голосования их работодатель, на которого оказывают давление представители власти – и такое было. Давление на свободу совести депутата может оказываться разными способами и методами, в том числе угрозой для работы родственников и детей. Например, два действующих депутата имеют прямых родственников в составе администрации города. И их позиция вдруг стала мягкой, а порой и непорядочно гибкой: главное – это никаких неудобных вопросов мэру, а если он желает уничтожить, например, КСП, то всегда пожалуйста. Причина понятная – боязнь своей принципиальностью причинить возможный вред родственнику.
Некоторые депутаты порой горько шутят, что народным избранником лучше всего быть пенсионеру, которого сложно лишить чего-то или запугать лишением чего-то. Шутки – шутками, а в нашем несовершенном мире любой депутат может оказаться под административным или даже правоохранительным прессом – никто от этого не застрахован. Подлецов во власти ещё хватает.
Но, как говорится, «волков бояться – в лес не ходить»,

В следующем году в сентябре состоятся выборы нового состава Думы ПГО. Затем депутаты будут избирать нового городского управленца – мэра, председателя и аудитора КСП. Новым депутатам предстоит много работы после этого «удивительного» состава Думы, где было много чего нового и необычного, но со знаком минус. Новому составу Думы предстоит вернуть доверие населения к представительному органу власти, наладить равноценное партнёрство с исполнительной властью и выйти из петли или… не сделать ничего.
Результаты труда народных избранников зависят не только от депутатов, но и, прежде всего, от воли избирателей: кого изберут, из того и сложится новый состав Думы.

Владимир Хмелев

Поделитесь

Последние новости

Популярные категории