В городе Партизанске много проблем и, особенно в сфере ЖКХ. Большинство из них носят хронический, длительный характер, обусловленный и современными капиталистическими отношениями, и ветхостью системы ЖКХ, и безалаберностью руководителей, и высокодотационным бюджетом города, и множеством других факторов, которые только завязывают узлы, а не развязывают их. Одной из хронических проблем города Партизанска являются автобусные пассажирские перевозки, которые можно рассмотреть в двух аспектах.
Маршруты
После скоропостижной гибели муниципального автобусного парка, на смену пришли частные перевозчики. Тогда, на заре нового капитализма в России, казалось, что частники будут возить качественней, конкурировать за пассажиров как стоимостью проезда, так и высоким сервисом, но всё оказалось не так, как где-то там, за «бугром», а с нашим местным колоритом.
Наверное, многие читатели прекрасно помнят, как после ликвидации шахт и всех причитающихся выплат шахтёрам многие из них устремились в бизнес и, в частности, в автобусные перевозки. Тесные японские микроавтобусы в большом множестве носились по пассажирским маршрутам, конкурируя за пассажиров и не соблюдая никакое расписание движения. К приходу электричек на железнодорожном вокзале их скапливалось почти с десяток штук.
Однако со временем государство стало наводить порядок и в этой сфере, появились лицензионные требования к перевозчикам, к автобусам, и «микрики» стали исчезать с маршрутов, став неким анархизмом российского дикого капитализма.
Затем в 2005 году администрация Партизанского городского округа организовала движение пассажирских автобусов по-новому, фактически поделив маршруты между тремя компаниями – перевозчиками (глава Игорь Рулько, первый заместитель Олег Бондарев). В таком переделе был, возможно, определённый смысл, например, попытка в угасающей экономике города сохранить на плаву все три компании перевозчика, существующие на тот момент. Это и рабочие места, и хоть какие-то местные налоги, но был в этой «реформе» один существенный момент, который до сих аукается пассажирам, вытягивая из их кошельков дополнительные деньги.
Маршруты движения пассажирских автобусов были организованы так, что город оказался разделённым на две его части – большинство автобусов с восточной части города (20-ая шахта, жд вокзал) двигалось до остановки «Швейная фабрика», а, чтобы попасть в западную часть (Первая шахта или микрорайон «Лозовый») требовалось делать пересадку и вновь оплачивать проезд. То есть, чтобы пересечь город, требовалось сделать пересадку и дважды заплатить за проезд.
Напомню, что десятилетиями с советских времён движение автобусов в городе было сквозным, когда на одном автобусе, например, с жд вокзала, можно было доехать до микрорайона «Лозовый» со всеми остановками.
Вот уже двадцать лет, чтобы добраться, например, студенту, до многопрофильного колледжа (бывший горных техникум) из микрорайона 20-й шахты до Первой шахты, требуется ехать на двух автобусах в одну сторону и на двух – обратно. Не абсурд ли? Получается, что руководство администрации ПГО думало лишь о бизнесе перевозчиков, но не о затратах пассажиров.
В наши дни, когда пассажиропоток существенно упал в сравнении с прошлыми десятилетиями, маршруты движения автобусов остаются архаичными, нарушающими права жителей города. Для примера приведём город Находка, где сквозные маршруты связывают километрами все микрорайоны города.
На мой взгляд, в Партизанске уже давно перезрел вопрос о пересмотре маршрутов движения пассажирских автобусов, исходя, прежде всего, из потребностей населения, а не только бизнеса. Тем более, что стоимость проезда только растёт и явно опережает рост доходов населения.
Стоимость проезда
В редакцию газеты обратилась наша постоянная читательница, которая пожаловалась на то, что в Партизанске стоимость проезда автобусами общего пользования постоянно и неразумно растёт, что её очень возмущает.
Кроме этого, систематически, годами, не соблюдается график движения автобусов по городу и, что очень важно, далеко не во всех автобусах можно оплатить проезд через терминал банковской картой, нередко водители требуют оплату наличными или оплатить банковским переводом на их карту! А обращения в администрацию города, кроме отписок ничего не дают.
И читательница в качестве аргумента приложила ответы на свои жалобы на рост цен за проезд.
Так 18 марта 2025 года она обратилась с жалобой в УФАС – Управление федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю со следующим заявлением:
«Пассажирскими перевозками в городе Партизанске занимаются частные компании ООО «Пассажирские перевозки» и ООО «Баярд». С 1 сентября 2024 года в г. Партизанске стоимость проезда в общественном транспорте поднялась с 40 рублей на 45 рублей, а уже с 16 марта 2025 года стоимость проезда по городу стала 50 рублей.
При этом автобусы не оснащены терминалами оплаты (в некоторых они есть, но их даже не включают), водители требуют оплату наличными или переводом. И, соответственно, нет никакой градации цены, как, например, во Владивостоке при оплате наличными, по банковской карте или по карте Приморец – здесь просто 50 рублей для всех!
В городе есть несколько районов, из которых детям никак не добраться до школы пешком. Также и пенсионеры не могут воспользоваться льготами по карте.
Такое ощущение, что Партизанск самый богатый город края, платим от безысходности и молчим…
Скажите, пожалуйста, законно ли повышать стоимость проезда каждые 6 месяцев и можно ли как-то повлиять, чтобы появились варианты оплаты, а не только наличными?»
Руководитель УФАС по Приморскому краю Е.П. Ерькина посчитала, что обращение заявителя отправлено не по адресу и переправила его в министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края:
«В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее — Приморское УФАС России) поступило обращение (вх. № 2676-ЭП/25 от 18.03.2025) по вопросу повышения стоимости услуг в общественном транспорте, оборудования общественного транспорта платёжными терминалами в г. Партизанске.
Обстоятельства, изложенные в обращении, не относятся к компетенции антимонопольного органа. Согласно пункту 3 статьи 8 ФЗ № 59, обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с Положением о министерстве транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 22 октября 2019 г. N 690-па, министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным осуществлять функции государственного регулирования цен (тарифов) и транспортного обслуживания населения в соответствии с законодательством Российской Федерации и региональный государственный контроль (надзор) за их применением».
Однако и министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края не усмотрело в заявлении гражданки из города Партизанска сферу своей ответственности и за подписью заместителя министра С.В. Цыбулина переправило его главе администрации Партизанска:
«Уважаемый Олег Анатольевич! В адрес министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края (далее – министерство) из Управления федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю поступило обращение по вопросу транспортного обслуживания населения в муниципальном округе город Партизанск.
В соответствии статьи 16 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения и реализуются органами местного самоуправления – администрацией муниципального округа город Партизанск.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, в соответствии части 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» направляется в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением 1865/25 20.03.2025 гражданина, направившего обращение.
Дополнительно информируем, что министерство не осуществляет функции государственного регулирования цен (тарифов) и государственный региональный контроль (надзор) в отношении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, в соответствии с положением о министерстве, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 22.10.2019 № 690-па, министерство осуществляет организацию транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении».
14 мая 2025 года администрация города Партизанска за подписью заместителя главы П.В. Зуботыкина дала свой ответ заявительнице:
«…По существу обращения сообщаем:
На территории муниципального округа город Партизанск ООО «Пассажирские перевозки» и ООО «Баярд» выполняют регулярные перевозки пассажиров на общественном транспорте по регулярным муниципальным маршрутам по нерегулируемым тарифам. На основании чего у органа местного самоуправления отсутствуют полномочия по установке стоимости проезда. Так, согласно пункту 18 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам – регулярные перевозки, осуществляются с применением тарифов, установленных перевозчиком. Нерегулируемые тарифы устанавливаются перевозчиком самостоятельно, предварительно (за месяц) уведомив орган местного самоуправления о повышении стоимости проезда, не подвергается государственному контролю, и устанавливается компанией на основе её коммерческих интересов.
Что касается установки в автобусах терминалов для безналичной оплаты проезда, то до всех перевозчиков доведены требования об их обязательной установке. Однако в настоящее время терминалы установлены только на автобусах ООО «Пассажирские перевозки». С перевозчиком ООО «Баярд» ведётся претензионная работа относительно обязательной установки терминалов для безналичной оплаты проезда»...
Как видим, администрация города в лице заместителя главы Петра Зуботыкина расписывается в бессилии, но с чем оно связано? Даже при варианте нерегулируемых тарифов у местной власти существуют рычаги влияния на действия перевозчиков.
Контроль нерегулируемых тарифов на автобусные перевозки возможен благодаря ряду мер, направленных на повышение прозрачности ценообразования, усиление конкуренции и защиту прав потребителей. Например, что мешает администрации города применить ряд публичных мер и установить свои правила игры на рынке пассажирских перевозок. Например, такие как:
— установление минимальных требований к качеству услуг,
— обеспечение информационной открытости, установление обязанности перевозчиков публиковать стоимость билетов заранее и прозрачно информировать пассажиров о ценах, что предотвратит внезапные повышения стоимости проезда;
— стимулирование конкуренции между перевозчиками;
— развитие альтернативных способов передвижения (например, велосипедные маршруты), что снизит зависимость населения от автобусов;
— использование механизмов общественного контроля;
— создание общественных советов по транспортному обслуживанию;
— организация регулярных проверок соблюдения правил предоставления транспортных услуг независимыми экспертами;
— проведение открытых обсуждений условий перевозки среди заинтересованных сторон (местные власти, предприниматели, пассажиры);
— обучение и просвещение пассажиров;
— информирование пассажиров о правах и обязанностях помогает защитить их интересы перед лицом необоснованного роста тарифов;
— публикация инструкций по действиям при нарушении договоренностей со стороны перевозчика;
— распространение сведений о наличии компенсационных выплат в случаях нарушения обязательств и так далее.
Несмотря на отсутствие прямого регулирования государством цен на автобусные перевозки, существуют механизмы, способные сдерживать рост тарифов и обеспечивать справедливые условия оказания услуг населению.
Применение комплекса перечисленных мер может обеспечить баланс интересов всех участников транспортного процесса, но администрация города под руководством Олега Бондарева и его эффективного заместителя Петра Зуботыкина как будто и не знает об разнообразных способах и методах взаимодействия перевозчиков и пассажиров, предпочитая писать отписки жителям города на их справедливые вопросы.
Но отписки администрации города всё больше раздражают граждан и, как говориться, любому терпению бывает предел.
Бездействие администрации города могли бы пресечь народные избранники – депутаты, в полномочия которых входит множество вопросов местного самоуправления, но в современном составе Думы это просто нереально. Глядя на деятельность депутатов, коллег главы города по партии ЕР, возникает устойчивое чувство, что они больше озабочены тем, как бы, не дай бог, не озадачить мэра. Тут уж не до защиты прав жителей города…
Владимир Хмелев,
фото автора