Суббота, 8 ноября, 2025

Пешеходный переход — он же «лежачий полицейский» — допустимо ли такое?

-

В городе Партизанске по заказу администрации города переделали несколько пешеходных переходов по улице Ленинская. Они совместили в себе и пешеходный переход с традиционной разметкой, и «лежачий полицейский», ограничивая скорость движения автомобилей. Но такая новация местной власти вызвала возмущение у некоторых водителей. Если ранее они маневрировали только между ям и колдобин, то теперь вынуждены ещё и снижать скорость движения автомобиля в той части улицы Ленинская, где пешеходные переходы расположены буквально один за другим. И у некоторых водителей возникло мнение, что подобное недопустимо. Давайте разбираться.

Пешеходный переход — специально обозначенное и оборудованное место на дороге, предназначенное для безопасного пересечения дороги пешеходами. Обычно выделяется разметкой («зебра»), знаками и светофором.

Пешеходные переходы – особая зона риска, когда люди пересекают проезжую часть дороги. Водители бывают разные, поэтому пешеходные переходы выделяют особым способом для того, чтобы привлечь к ним внимание автомобилистов и мотоциклистов. Но и этого бывает недостаточно, нередки случаи, когда пешеходов сбивают прямо на пешеходном переходе.

В тех местах, где существуют особые риски наезда автомобиля на пешехода, например, по данным статистики ГАИ, рекомендуется устанавливать искусственные дорожные неровности («лежачие полицейские»), которые устанавливаются перед пешеходными переходами для принудительного снижения скорости автомобилей, что повышает безопасность пешеходов. Требования ГОСТ Р 52605-2006 гласит, что расстояние от края «лежачего полицейского» до границы пешеходного перехода должно составлять не менее 0,5 метра. Это обеспечивает комфортное и безопасное движение как транспортных средств, так и пешеходов.

Полное совмещение пешеходного перехода и «лежачего полицейского» в одном элементе недопустимо. По правилам дорожного движения и требованиям стандартов, пешеходный переход и искусственная дорожная неровность должны быть раздельными элементами дорожной инфраструктуры. Однако в определённых случаях производят устройство возвышающегося наземного пешеходного перехода, совмещенного с искусственной неровностью.

Существует ГОСТ Р52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения ИСКУССТВЕННЫЕ НЕРОВНОСТИ». В этом ГОСТе описаны правила применения искусственных неровностей (ИН):

6.1 ИН устраивают на дорогах с асфальтобетонными и цементобетонными покрытиями на участках с искусственным освещением.
6.2 ИН устраивают на основе анализа причин аварийности на конкретных участках дорог с учетом состава и интенсивности движения и дорожных условий.

ИН устраивают:
— перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями, детскими площадками,
местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинами и другими объектами массовой концентрации пешеходов, на транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах;
— перед опасными участками дорог, на которых введено ограничение скорости движения до 40 км/ч и менее, установленное дорожным знаком 3.24 «Ограничение максимальной скорости» или 5.3.1 «Зона с ограничением максимальной скорости»;
— перед въездом на территорию, обозначенную знаком 5.21 «Жилая зона»;
— перед нерегулируемыми перекрестками с необеспеченной видимостью транспортных средств, приближающихся по пересекаемой дороге, на расстоянии от 30 до 50 м до дорожного знака 2.5 «Движение без остановки запрещено»;
— от 10 до 15 м до начала участков дорог, являющихся участками концентрации дорожно-транспортных происшествий;
— от 10 до 15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений, детских площадок, мест массового отдыха, стадионов, вокзалов, крупных магазинов, станций метрополитена;
— с чередованием через 50 м друг от друга в зоне действия дорожного знака 1.23 «Дети».

Относительно совмещения пешеходного перехода и искусственной неровности, как это сделано по ул. Ленинская в городе Партизанске, Правила в п. 6.4 пишут:

«Допускается совмещение ИН монолитной конструкции трапециевидного профиля с наземными нерегулируемыми пешеходными переходами вблизи детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений, детских площадок на улицах местного значения в жилых кварталах городов с обеспечением прохода пешеходов по центральной горизонтальной площадке ИН шириной не менее 4 м при условии ограничения движения пешеходов по наклонному участку возвышающегося пешеходного перехода с помощью ограждений».

Соответствуют ли обновлённые «пешеходники» по ул. Ленинская такому требованию ГОСТ? Особенно в части ширины не менее 4 метра?

Другой вопрос, который волнует водителей транспортных средств в результате появления искусственных неровностей – где соответствующие дорожные знаки, предупреждающие об ИН?

ГОСТ регламентирует это требование:

7.1 Участки дорог, на которых устроены ИН, следует оборудовать дорожными знаками и дорожной разметкой в соответствии с ГОСТ Р 52289, ГОСТ Р52290 и ГОСТ Р51256.
7.2 Перед ИН на ближней границе её или разметки устанавливают дорожные знаки 1.17 «Искусственная неровность» и 5.20 «Искусственная неровность».
7.3 Предупреждение водителей о нескольких последовательно расположенных искусственных неровностях обеспечивается применением таблички 8.2.1 «Зона действия», установленной совместно с предупреждающим дорожным знаком 1.17 «Искусственная неровность».
7.4 Если на участке дороги выбраны размеры ИН для максимально допустимой скорости движения, отличающейся от скорости движения на предшествующем участке дороги на 20 км/ч и более, применяют ступенчатое ограничение скорости с последовательной установкой знаков 3.24 «Ограничение максимальной скорости» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289.

Таким образом, можно сделать вывод, что совмещение пешеходного перехода с искусственной неровностью в отдельных случаях допустимо и, вероятно, у администрации города Партизанска, в лице комиссии по безопасности дорожного движения, имелись все необходимые доводы для подобного деяния. Безусловно, можно только положительным знаком «+» отметить стремление администрации города к повышению безопасности движения пешеходов, однако на дорогах города имеются не только пешеходы, но и большое количество автомобилей. И должен быть соблюдён некой баланс интересов.

Особую роль в организации безопасности дорожного движения играют муниципальные комиссии по безопасности дорожного движения. Они играют важную роль в процессе установки дорожных знаков и обеспечении безопасности на дорогах городов. Их основные функции включают: анализ аварийности, разработка предложений, утверждение проектов и контроль исполнения принятых решение.

Вы, уважаемые читатели, что-то слышали о работе городской комиссии по безопасности дорожного движения, итоги её работы, персональный состав? На протяжении многих лет пресс-служба администрации ни слова не публиковала о работе этой комиссии. Нет о ней ни слова и на официальном сайте администрации города.

А тем временем, в отдельных случаях, например, при судебном оспаривании дорожно-транспортного происшествия, участники ДТП вправе требовать от администрации города обоснования появления или отсутствия того или иного дорожного знака, дорожной разметки и всего прочего, что касается безопасности дорожного движения. Каждый дорожный знак или разметка должен иметь своё обоснование и есть конкретное официальное лицо, допустившее или наоборот, не допустившее своё решение об установке дорожного знака или разметки.

Стоит надеется, что администрация города Партизанска имеет все необходимые юридические решения по обновлённому обустройству пешеходных переходов по улице Ленинская, ограничивающих скорость транспортных средств, и в самое ближайшее время оборудует их в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52605-2006.

Владимир Хмелев,
Фото автора

Поделитесь

Последние новости

Популярные категории

Предыдущая статья
Следующая статья