Пятница, 29 марта, 2024

Пещеры Партизанска

Доброго здравия, уважаемые читатели!!!

После посещения сопки «Динамитка» с её пещерой и гротом (газета «Время перемен» № 52 от 28.12.2022г), интерес к получению информации о пещерах в окрестностях Партизанска только вырос. Я продолжал интересоваться у знакомых, что им об этом известно. Всё было безрезультатно, пока из очередного разговора я не узнал, что на сопке, — теперь уже «Верблюд» (Сопка «Верблюд», равно как и сопка «Динамитка» скорее всего имеют обиходные названия т.к. на топографических картах навигатора их названия отсутствуют) — есть интересующий меня объект. Со слов рассказчика была составлена примерная схема нужной части сопки, подходы к ней и, конечно же, определены ориентиры для поиска полости.

Так уж сложилось, что достаточно большую часть пещер приходится искать. Искать самостоятельно. Зачастую выуживая информацию по крупицам: в разговорах, из литературы или просто совершая вылазки в виде «походов выходного дня». Это, во- первых, связано с присутствием конкуренции и, можно сказать, клановости в данном направлении. А во-вторых, что не менее важно, с тем, что спелеологи стараются не «светить» малоизвестные пещеры «посторонним». Дабы информация не «вышла» за пределы сообщества в широкие массы и «дикари» не начали наносить памятникам природы вред своим присутствием: путём разного рода надписей, «свинарников» и разрушения интерьера пещер. Есть, конечно, ещё и третий фактор, обуславливающий сокрытие информации от обычной публики. Но эта информации для совсем уже узкого круга лиц…..

Поэтому «в поиск», учитывая перечисленные ограничения и возникающие трудности, приходится набирать проверенных, выносливых энтузиастов: людей лёгких на подъём, способных работать в команде и чётко выполнять полученные команды. Тех, кому действительно интересно найти что-то новое, невзирая на погодные условия и массу рюкзака за плечами. Тех, кто в силу своей упёртости, будет «тралить» ландшафт на косогоре, а не ныть, что уже устал. Кто будет делить последний глоток из своей бутылки на всех. Тех, на кого ты можешь рассчитывать, кто будет слушать и, главное, слышать тебя. В результате получилось так, что с учётом перечисленных качеств подобралась молодёжная группа. А в этот поиск в помощь мне записались только девушки.
Собравшись на «Швейке», мы выдвинулись в район «20 шахты».

Стоит отметить, что данная сопка очень хорошо видна издали и с разных направлений, так как находится на берегу реки Малая Сица. И каких-либо условий, указывающих на возможное наличие пещер, при беглом, поверхностном осмотре в предполагаемом месте поиска не наблюдалось. Но у нас была информация, и её, соответственно, нужно было проверять. Подтверждая или опровергая услышанное… Так что подойдя к подножью «Верблюда» и оценив уклон и высоту растительности, мы решили забираться по западному склону, на котором, на схеме была показана тропинка, идущая на вершину сопки, а не брать «Верблюда» в «лоб».

Пройдя вдоль Постышевки, мы нашли искомую тропу и начали наш подъём. Девчули разбились парами для подстраховки друг друга и, невзирая на крутой косогор, начали довольно бодрое восхождение. Маша с Юлей, как более старшие и более выносливые, оказались в авангарде группы. Тася и Алина шли за ними. Я замыкал. Скользя и местами чуть не падая, с остановками на отдых и водопой, мы без потерь, таки поднялись на самую вершину сопки. Попутно проходя мимо скальных «выходов», мы осмотрели их на наличие пещер и, не найдя ничего подходящего, поднялись на становик.
С вершины «Верблюда», с его западной оконечности открывался красивый вид на долину реки Малая Сица (она же Постышевка) (фото 1), район «20 шахты» и Чандалаз.

Фото 1

Отдохнув, сделав фото, мы двинулись по хребту на восток, в сторону предполагаемого места поиска. День выдался жаркий, подъём долгий и молодёжь (фото 2) запросилась трапезничать. Выбрав площадку в теньке и быстренько перекусив, мы, наконец – то, преступили к тому, зачем выбрались. А именно, начали тралить. Северный склон при беглом осмотре оказался очень крутым. И чтобы не рисковать командой (да и по описанию выходило, что пещера должна быть на юге) мы пошли по южному склону.
Состояние склона не давало никаких надежд на существование пещер. А выбивающаяся местами дресва говорила даже об обратном. Отсутствие «подсказок» не придавало энтузиазма. Но мы-то уже здесь!!! А значит должны выполнить намеченный минимум!

Фото 2

Растянувшись цепью, мы возвращались в ту сторону, откуда прибыли. Только уже постепенно спускаясь.
Не теряя надежды девчонки пытались увидеть в любой складке местности – её – пещеру. Ту, ради которой мы сюда пришли! Стоит отметить, что практически всегда, когда идёт поиск пещер, даже внутри одной, пусть и хорошо слаженной группы, происходит некоторая состязательность на предмет того, кто первый обнаружит пещеру. Нашедшему это не даёт абсолютно никаких бонусов. Но осознание того, что пещера «открылась» именно тебе, без сомнения, вдохновляет. И пусть она уже давно кем- то найдена и даже описана. Но вот она… И сейчас нашёл её – ты.

Бывает и такое, что возвращаясь через какое-то время к уже известной тебе пещере, ты не можешь её найти. Пещера «прячется». Но сейчас не об этом…
Уходя всё ниже по склону, мы не теряли надежды. Если мы проскакивали какой – нибудь интересный участок, я просил девочек вернуться и проверить его. Маша, изображая из себя вредину, бурча себе под нос: «Почему я???» — разворачивалась и забиралась в гору по плотной таволожке снова, чтобы убедиться, что на пропущенном участке мы ничего не упустили из своего внимания.
Постепенно «скатываясь» к подножью «Верблюда» и приближаясь к точке нашего восхождения, мы убеждались, что пещеры на этом склоне, в обозначенном месте поиска всё-таки нет. Мои девчонки поотстали, увлёкшись осмотром интересной для них флоры. И получилось так, что я выходил со склона первым. «Поймав» тропинку, по ней я вышел к скоплению камней. Это не было «каменной рекой», а скорее локальное «пятно» из гранёных валунов самых разных размеров . Но тем не менее оно привлекало к себе. В скором времени подошли мои попутчицы (фото 3).

Фото 3

Я показал им на явную «аномалию». В центре относительно ровной «насыпи» была хорошо видна просадка (фото 4).

Фото 4

Так, как если бы под навалом из камней находилась полость. И в неё постепенно проседал центр этой «поляны». Вместе мы осмотрели просадку. Обратили внимание на наиболее интересные камни с разными, сохранившимися на них «рисунками». После чего, было решено на этом закончить наши поиски.
Отдохнув и подкрепившись на берегу реки остатками тормозков, мы направились к «точке» эвакуации.

Таким образом, подводя итог поисков, можно смело считать, что на сопке «Верблюд», с учётом повторного её посещения и поиска на северном склоне, явных пещер, пригодных для посещения – нет. Можно попробовать «посмотреть» просадку. Но для этого требуется привлечение значительных средств и ресурсов… К тому же данная «аномалия» может иметь и искусственное происхождение.