В прошедшее воскресение педагоги города Партизанска принимали поздравления в честь своего профессионального праздника – Дня учителя. Но это радостное событие несколько огорчило другое, напрямую связанное с их профессиональной деятельностью. Накануне, 10 сентября 2025 года, тихо и незаметно для широкой общественности юридически перестала существовать средняя школа №6. Она стала частью Образовательного центра «Сапсан» — бывшей средней школы №50. И это стало очередным этапом по оптимизации системы образования Партизанска – объединению средних школ, детских садов и прочих образовательных учреждений.
Город Партизанск – пионер в Приморском крае по масштабной оптимизации образовательных учреждений. Под лозунгом «Всё лучшее детям!», но без широкой разъяснительной кампании ведущие школы города стали Образовательными центрами. Одной из первых на «плаху» эксперимента легла средняя школа №2, под крыло которой завели среднюю школу №5, Центр детского творчества и два детских сада – на «ХФЗ» и на «ЦОФе».
С января 2023 года это МБОУ ОЦ «АНТАРЕС» обучает детей в двух учебных корпусах: ул. Садовая, 2 (корпус 1), ул. Лазо, 6 (корпус 2). Так же имеются два корпуса дошкольного образования: ул. М.И. Кутузова, 52 и переулок Промышленный, 10-В. И один корпус дополнительного образования по ул. Ленинская, 17. Всем этим сложным образовательным конгломератом под названием «Антарес» управляет один директор.
Стоит отметить, что легенда городского дополнительного образования Центр детского творчества, из стен которого вышли тысячи воспитанников, утерял свой юридический статус и теперь это просто одна из частей «Антареса».
Большинство других средних школ города тоже претерпели организационную трансформацию, получили другое название, порой весьма причудливое, и превратились в Образовательные центры (далее ОЦ).
— Средняя школа № 50 получила название хищной птицы «Сапсан», а 10 сентября поглотила среднюю школу №6. Хотя логичнее было сделать наоборот (или это делалось под конкретного директора?)

— Средняя школа №3 стала «Гармонией». У неё же под крылом детские «филиалы» по адресам:
ул. Серышева, дом 7, ул. Гоголевская, дом 15, ул. Тепличная, дом 4.
— Средняя школа №1 превратилась в «Кристалл».
— Средняя школа №22 (Углекаменск) объединила в себе все сельские школы (Казанка, Авангард, Бровничи, Тигровое) и стала «Вектором».
Пока ещё язык обычного горожанина спотыкается на новых названиях бывших средних школ, но пройдёт время и все привыкнут. А мы попробуем разобраться в причинах на первый взгляд непонятного объединения школ и детских садов.
Откуда ветер таких «реформ»?
Город Партизанск и его мэр – «реформатор» Олег Бондарев вовсе не пионер оптимизации образовательных учреждений в виде слияния школ и детских садов в единое образовательное пространство. Процесс подобной оптимизации в образовательные комплексы начал активно развиваться в России примерно с начала 2010-х годов. Эта инициатива была направлена на повышение эффективности образовательных учреждений путем интеграции разных этапов образования детей, начиная с дошкольного возраста и заканчивая школьным образованием.
Фактически первые шаги были предприняты ещё раньше, однако именно в указанный период этот процесс приобрел массовый характер и стал частью официальной образовательной политики государства.
Инициаторы процесса объединения школ и детских садов в разных регионах России честно заявляют, что делают это по причине финансовой оптимизации, а фактор повышения качества образования стоит на втором месте. Под оптимизацию подводят разные причины, выделяя «лучшую адаптацию детей, улучшение материально-технической базы, доступа к школьным ресурсам и более эффективное взаимодействие между педагогами и родителями».
«Чаще всего детские сады присоединяют к школам по финансовым причинам. Детские сады, входящие в холдинг, могут получить больше ресурсов, даже на создание бытовых условий. Тем более, что в детских садах начинают реализовывать программы, которые существуют в школе, например, закупать больше оргтехники и другого оборудования. Также объединение помогает сократить бухгалтеров, юристов, других непедагогических сотрудников — эти деньги должны пойти на зарплаты педагогам.
Также существуют и неэкономические причины. Объединение в холдинг помогает создать преемственность: ребята ходят в детский сад и начинают в 6-7 лет готовиться к поступлению в определенную школу. Они бы и так в неё пошли, поскольку живут недалеко, но так будут больше к ней готовы и у них будет меньше стресса, связанного с адаптацией.
Сокращений для педагогов не будет. Зарплаты увеличатся, но будет больше бюрократии. Теперь заявки на оборудование, на чистящие средства и прочее нужно будет согласовывать не только с детсадовским завхозом, но и с руководством школы. Меньше внимания детсадовским проектам. В детских садах существуют свои традиции — конкурсы, участие в грантах, внутригрупповые мероприятия. Школы могут это поддержать, а могут лоббировать свои проекты, а детсадовские цензурировать и запрещать», — пишет один из образовательных сайтов по проблематике.
В целом выделяют как положительные стороны подобной оптимизации, так и отрицательные. К положительным относят более эффективное использование ресурсов, оптимизацию бюджета и рациональное распределение помещений.
К отрицательным сторонам объединения школ и детских садов относят психологический дискомфорт для родителей и детей, снижение индивидуального подхода к детям, проблемы дисциплины, организационные сложности (доставка детей и прочее), недостаточную подготовку кадров при интеграции двух типов учреждений и прочее.
Так объединение школ №5 и №2 создало транспортные трудности для школьников, которые проживают в микрорайоне «ХФЗ». Ранее они обучались в рядом расположенной школе №5, но потеряли такую возможность с образованием «Антареса». Для некоторых семей это стало настоящей проблемой, а так же для тех, кто как-то должен доставить своего ребёнка в начальные классы «Антареса» в бывшей школе №5.
Кто проведёт анализ?
Безусловно, процесс объединения школ и детских садов вызвал бурную реакцию в учительской среде, но эта буря не стала публичной. К работникам образования, которые во времена СССР были передовой частью интеллигенции, в современные времена отношение иное – никого из руководящих и направляющих их мнение не интересует. Поэтому, побурлив внутри своего сообщества, они приняли, на мой взгляд, сомнительную «реформу» и продолжили дальше нести свой педагогический «крест».
Родители тоже не проводили акций протеста, приспособились и к новому названию своей школы или детского сада, и к появившимся транспортным неудобствам.
В принципе, для городского сообщества кардинально ничего не изменилось: дети продолжают получать образование, ходят в школу или детский сад. Однако есть мнение, что в Партизанске существенно ухудшились показатели сдачи выпускных экзаменов в школах, то есть в ОЦ. Однако этот имеющий место быть тезис я не смог ни аргументировать, ни опровергнуть. На всех имеющихся информационных ресурсах правительства Приморского края я не смог найти сводную (сравнительную) таблицу итогов экзаменационной кампании школ региона. В публичном пространстве нет подобной информации, но это не удивляет – вероятно, итогами ЕГЭ не приходится гордиться, особенно в провинциальных школах.
Нет у меня и финансовых результатов произошедшего объединения школ и детских садов в городе Партизанске. Если основной причиной объединения (оптимизации) была финансовая составляющая, то какой результат этого процесса? Насколько удалось сократить затраты после ликвидации руководителей некоторых образовательных учреждений? Или наоборот это только увеличило затраты, например, на более интенсивной эксплуатации школьных автобусов?
Возникают вопросы и организационные. Как назначение руководителя детского сада директором ОЦ отразилось на качестве образовательного процесса школьников? Вероятно, было бы более целесообразным производить объединение сходных образовательных учреждений – детских садов с детскими садами, а школ со школами, но сделали, как сделали.
В Партизанске уже можно делать предварительные выводы от произошедшей интеграции школ с детскими садами, проанализировать финансовую, организационную и иные стороны процесса. Для этого есть все возможности, прошло определённое время от начала этой «реформы». Анализ могли бы публично сделать депутаты Думы и вынести свой вердикт о целесообразности и эффективности или, наоборот, о провале «реформы», но надеяться на это не стоит. Ведь каждый депутат мог бы прийти в школу, вернее, уже в ОЦ на своём избирательном участке, поговорить с педагогами, родителями, а часть депутатов и вовсе являются руководителями образовательных учреждений.
Но реальность такова, что этот состав Думы не в состоянии рассматривать подобные вопросы – не принято у них это.
Общественность города тоже не может объективно оценить новаторскую эффективность руководства администрации города в сфере образования, так как для таких выводов нет достаточной информации.
Безусловно, объединение школ и детских садов производится, прежде всего, в целях экономии бюджетных средств. Как известно, город Партизанск высоко дотационный город и кто-то убедил мэра провести, на мой взгляд, весьма спорную «реформу» для экономии бюджета. На подобное объединение почему-то не пошло большинство городов и районов Приморья, у которых тоже высоко дотационные бюджеты.
Полагаю, что, если убрать финансовую сторону процесса и предполагаемую экономию бюджетных средств, то все остальные причины объединения школ и детских садов не имеют никакого смысла кроме проблем. Однако, как отмечал выше, предполагаемую финансовую экономию нужно проанализировать по годам и только тогда делать объективные выводы.
Если посмотреть на проблематику шире, то очевидно, что объединение школ и детских садов по всей России идёт вовсе не от хорошей жизни, а только из-за недостатка финансирования системы образования. Особенно это касается провинции. В бюджетах регионов недостаточно средств для текущего ремонта и реконструкции существующих школ, строительства новых, приобретения мебели и современного учебного оборудования, существенного повышения оплаты труда педагогов. Может быть, в стране для всего этого нет средств?
Деньги в стране есть и много, но руководство страны закачивало за рубеж триллионы рублей, долларов и прочих там фунтов стерлингов, выводя их из экономического процесса своей страны, фактически поддерживая другие государства. Ныне эти «запасы» в рамках антироссийских санкций заморожены, прибыль от них направляется в Украину для продолжения войны с Россией.
Как известно, для технологического и экономического прорыва любой страны требуются, прежде всего, образованные кадры. Пример тому Китай. Однако в нашей стране десятилетия хронически недофинансируется сфера образования – ключевой аспект всех реформ. Почему – это другой вопрос, но последствия «реформы» образования отражаются и в причудливой интеграции средней школы и детских садов, как проявлении ярких «достижений» капитализма в России.
Владимир Хмелев
