Учебный процесс — это всегда работа с информацией. Необходимо находить достоверные источники знаний, систематизировать их, выполнять упражнения, чтобы набраться практики и лучше всё запомнить. Само собой, процесс этот не самый захватывающий, и даже у взрослого человека появляется желание отвлечься на что-то более интересное. С детьми ещё сложнее — в силу возраста и психики за их сосредоточенность и концентрацию приходится бороться куда сильнее. Во многих странах в учебном процессе появился новый подход, позволяющий получить внимание ребёнка, — геймификация.
Геймификация — использование различных игровых элементов для повышения вовлечённости, мотивации и интереса учеников. Согласно исследованиям, уровень геймификации в образовании в нашей стране будет расти на 28 процентов ежегодно.
По итогам опроса Учи.ру, 95 процентов педагогов считают, что геймификацию нужно использовать в обучении, а её главными плюсами назвали повышение мотивации к учёбе, успехи в запоминании материала и вдохновение на изучение нового.
Именно над подготовкой и внедрением образовательных игр работает сейчас множество специалистов, а также сами школьники, учителя и их родители, поэтому с этой целью и проводятся всевозможные мероприятия, на которых выявляются свежие идеи и нестандартные решения создания учебных игр.
Кроме наших участников, на фестиваль собрались 100 человек: делегации школьников, педагогов, родителей из Приморья, Луганской народной республики и Алтайского края. Этот увлекательный фестиваль состоялся с 18 по 21 сентября в Парк-отеле «Чайка» в предместьях города Барнаула. Мероприятие было осуществлено в рамках Проекта «Сетевые лаборатории ИТ-тимуровцев: Дальневосточный экспресс» при поддержке Фонда президентских грантов.
Участники, а вернее сказать — ИТ-тимуровцы-игропрактики, прибыли на фестиваль не с пустыми руками. Этому событию предшествовала тщательная подготовка. В марте проектные команды 13 образовательных организаций на Хакатоне оформили свои проектные замыслы, в апреле-июне прошли обучение по созданию образовательных настольных игр от экспертов АНО «Центр проектных решений общественно-активных школ» (г. Барнаул, Алтайский край). И вот в сентябре презентовали готовые образцы для школьных игротек. За полгода работы команды разработали 11 настольных игр и восемь образовательных лонгридов по краеведческой теме.
В рамках работы Фестиваля прошли обучающие мастер-классы от Андрея Есаулова (г. Барнаул), Александры Акимовой (г. Барнаул). Ирины Овсиевской (г. Барнаул), Ульяны Демура (г. Артём), Алены Митиной (г. Барнаул), Евгения Панкова (г. Москва), Ольги Яковлевой (г. Москва), игровые площадки от компании «Игровест» и театра-студии «Праздник», экскурсионные образовательные путешествия (партнеры — площадка гостеприимства «Горная аптека» и ООО «ВикАвто», экскурсоводы — Марина Шалабод и Ирина Овсиевская), участники презентовали свои игры на большом региональном мероприятии — фестивале «Человек играющий», который уже четвёртый год проводит Алтайский музей ГМИЛИКА.
Официальными партнёрами проекта, разработанного Автономной некоммерческой организацией «Центр проектных решений общественно-активных школ» (г. Барнаул, Алтайский край), стали Приморская региональная общественная организация «Ассамблея народов Приморского края», Автономная некоммерческая организация «Вершина» (г. Артем) и Центр современного искусства «Лицедей» (г. Владивосток).
Ребятами и педагогами Партизанска на фестивале была представлена игра «Интеллектуальный капитал. Все флаги в гости к нам», созданная школой № 6 и общественной организацией «Росток», повествующая о национальных кодах народов, проживающих в городе и Приморье. Стоит отметить, что эта игра получила высокую оценку жюри фестиваля и на неё было получено свидетельство об объекте интеллектуальной собственности, благодаря партнерской поддержке ООО «Ключевые решения».
Также высоко были оценены игры других участников, ими тоже были получены свидетельства об объектах интеллектуальной собственности. Из Приморского края это команда школы № 19 города Владивостока со своей игрой с дополненной реальностью «Владей Востоком», школа № 16 с. Верхний Перевал Пожарского муниципального района с образовательной игрой о национальном парке «Бикин», школа № 1 Дальнегорского городского округа с игрой «Даль легенд», школа № 16 города Артёма и Краеведческий музей этого города с игрой «Квартет. Артем индустриальный», школа № 28 г. Владивостока с игрой «Квартет. Владивосток», школа имени А. Фадеева села Чугуевка с игрой-ходилкой по местной легенде «Золото Чжурчжени». Все эти игры сейчас находятся в издательстве на тиражировании.
Кроме игр, в проекте были созданы образовательные лонгриды, на которые в настоящий момент начато оформление объектов интеллектуальной собственности. До конца этого года все игры пройдут апробацию и сертификацию на безопасность информационной продукции.
Как поделилась эксперт и создатель проекта, директор Центра проектных решений общественно-активных школ Алёна Митина, «проект «Сетевые лаборатории ИТ-тимуровцев: Дальневосточный экспресс» стал уникальным опытом передачи своих знаний по созданию настольных игр другой территории, и теперь новые игры появятся в школах Алтайского и Приморского краев, в ЛНР, а регионы будут жить с девизом «Играя — познаём!».
Мы, в свою очередь, тоже попросили рассказать о своих впечатлениях после поездки на фестиваль учителя музыки школы № 6 и руководителя национально-культурной белорусской группы «Васильки Беларуси», волонтёра ОО «Росток» Илью Алексеевича Кравцова, президента ОО «Росток» Любовь Самчинскую и учеников 10-х классов, участников и разработчиков образовательной игры.
— Расскажите, пожалуйста, как возникла идея создания настольной образовательной игры и участия в фестивале?
Илья Алексеевич:
— Сама идея настольных игр для моих уроков меня очень заинтересовала, так как изучение музыкальной литературы и теории музыки стало бы гораздо более глубоким для восприятия, более наглядным и увлекательным. Когда Любовь Павловна предложила нам поучаствовать в проекте, мы с ребятами сразу решили попробовать себя в этом деле. Сначала в марте этого года мы проходили обучение во Владивостоке в молодёжном центре, где изучали методику создания настольных игр в дополненной реальности, а также создания лонгридов — наглядных пособий, баннеров, предназначенных для изучения какой-либо темы, своего рода опорных конспектов, которые благодаря дополненной реальности углубляют восприятие информации. После обучения, нашим домашним заданием стало создание своей игры, что мы с большим интересом и сделали, избрав, конечно, далёкую от музыки, но общественно значимую тему культуры разных народов, населяющих Приморье и, в частности, наш город Партизанск. Наша работа понравилась кураторам фестиваля, и в сентябре мы были приглашены в Барнаул на фестиваль. Стоит отметить, что это наша совместная работа с ОО «Росток», так как ОО «Росток» — наш муниципальный ресурсный центр, естественно, мы на базе «Ростка» имеем возможность участвовать в подобных мероприятиях.
Любовь Самчинская:
— Дело в том, что этот проект, созданный директором Центра проектных решений общественно-активных школ Алёной Митиной, был представлен на ВЭФ во Владивостоке, получил высокую оценку. Было решено собрать группы из разных территорий Приморского края, желающие поработать над созданием игр, так нас и пригласили поучаствовать в проекте.
— Кроме того, что вами была создана образовательная игра, чем ещё было полезно для вас участие в фестивале?
Илья Алексеевич:
— Лично для меня, как для учителя, это была возможность повышения квалификации, все учителя-участники получили дипломы по специальности «Игропрактик образовательных сред в общеобразовательной школе», что является для меня новым направлением деятельности в учебном процессе.
Вообще навык создания настольных игр стал новой вехой в моей жизни, новым направлением, которое хочется развивать и в дальнейшем. Думаю, что и для ребят это было очень познавательно, они тоже освоили много интересных новых навыков. Нас обучили работе с программами для дополненной реальности, созданию QR-кодов, монтированию видео и многому другому, необходимому для создания развивающих игр.
Дмитрий, ученик 10 класса школы № 6, участник фестиваля:
— Я получил много знаний о создании игры, которые могу применить в дальнейшем.
И то, что мы узнали, можно донести другим, обучить, чтобы они могли тоже создавать свои игры. Все эти знания помогут нам и в общественной деятельности, само участие в фестивале принесло новые знакомства, новых друзей, расширило личностные границы.
Илья Алексеевич:
— Действительно, участие в общественной деятельности делает нашу жизнь ярче, а самого человека интереснее.
— А теперь немного о созданной вами игре, почему вы выбрали такую тему, как в неё играть?
Илья Алексеевич:
— Наша игра называется «Все флаги в гости к нам». Тема — изучение особенностей культуры всех основных национальностей Приморья. Игру мы приурочили к Международному фестивалю национальных культур, который будет у нас в школе проходить в ноябре.
Этот фестиваль у нас является ежегодным, на него приезжают представители различных консульств.
Каждой стране выделяется один или несколько школьных классов, где каждый может ознакомиться с культурой этой страны или народности.
К этому мероприятию мы создали и лонгрид на такую же тему. Это была большая исследовательская работа, мы связывались с различными национальными объединениями нашего города, изучали особенности их культур, продумали и внесли в игру национальные коды.
— Что Вы имеете в виду под национальными кодами?
— Если говорить про код нации, то это жилища, еда, национальные символы, такие как животные, растения, которые характеризуют эту страну, музыкальные инструменты, элементы одежды, которые присущи именно этой национальности. Например, коды русской нации — это медведь, берёза, кокошник, каравай и другое. У других национальностей что-либо иное. Например, животный символ Кореи — тигр, Белоруссии — зубр.
Все эти символы представлены на наших карточках, которые надо собрать. И когда собирается из нескольких карточек единый QR-код, то, наведя на него смартфон, можно посмотреть увлекательное видео об этой нации, которое смонтировали мы сами.
Дмитрий, 10 «Б» класс, один из создателей игры:
— Считаю, что, благодаря нашей игре, другие люди, другие школьники, такие же, как я, смогут узнать что-то новое про другие страны, например, про их символы и другие особенности культуры.
— Чем ещё запомнился вам фестиваль в Барнауле?
Илья Алексеевич:
— Было много экскурсий, театральные спектакли, знакомство с природой Алтайского края, столь непохожей на привычную нам в Приморье, сосновые леса, где нет подлесков, чистейший воздух, наполненный ароматов сосен.
Также были занятия по робототехнике, кстати, в том числе мы сами смогли собрать робота, изучали и вопросы интернет-безопасности.
В общем, мы получили большой теоретический и практический опыт, который можно будет использовать на любых уроках.
— Что у вас в планах по поводу дальнейшего внедрения настольных образовательных игр в школах?
Любовь Павловна Самчинская:
— Мы планируем проводить семинары по внедрению игр в школьный образовательный процесс в Партизанском и Лозовском районах, надеемся встретить поддержку и интерес со стороны педагогов.
Илья Алексеевич:
— Планируем развивать и туристическую деятельность. Так как я являюсь руководителем национально-культурной белорусской группы «Васильки Беларуси», у меня в классе есть белорусский уголок, я недавно был в Беларуси, привёз материалы непосредственно оттуда, буду развивать туристические связи с этой страной, а с помощью игр знакомить с культурой этого народа.
Любовь Павловна:
— Да, с помощью игр мы будем развивать туристическую деятельность. У нас при школе уже создана, к примеру, «Экологическая тропа». На ней растёт 42 вида растений. Её создала учитель начальной школы Людмила Леонидовна Зверева. Мы с ней получили мини-грант на развитие этого проекта, ею подготовлены дети-экскурсоводы, а для лёгкого запоминания растений тоже создана игра «Определи по листу, какое это дерево». Сейчас мы её дорабатываем и после будем широко использовать. Также разрабатываем игру, которая будет знакомить с историческими местами города Партизанска.
— А как насчёт опыта создания игр другими командами? Взяли ли для себя что-то на заметку для собственных разработок?
Илья Алексеевич:
— Конечно, мы взяли механику игр: если у нас чисто карточная игра, то у барнаульской команды была игра с игровым полем, разделённым на четыре части. И я как раз подумал, что можно тоже сделать игровое поле, а вместо кубика использовать пирамидку-тетраэдр, который я тоже заметил у других команд.
— Как вы думаете, смогут ли настольные игры стать неотъемлемой частью образовательного процесса?
Илья Алексеевич:
— Вообще настольные игры стали безумно популярны, и среди моих друзей сейчас много любителей таких игр, они скупают различные игры, собираются вместе и играют. Я был в Москве только что на международном фестивале игропрактиков, там были игры в основном на развитие личностного роста, личного бренда, психологии, и сразу собиралось 150-200 человек в большом зале, множество столов с играми. Люди платили деньги, чтобы туда попасть, это доказывает то, что это сейчас очень актуально и среди детей, и среди молодежи, и среди людей пожилого возраста.
Любовь Павловна:
— Здесь я бы ещё добавила, что такие игры объединяют поколения, и благодаря им мы может передавать знания младшим поколениям, вовлекать их в общественную деятельность, чтобы они стали достойными строителями будущего.
Мы, в свою очередь, желаем успеха в продвижении всех планов наших игропрактиков, пусть все их игры принесут максимальную пользу подрастающему поколению, станут эффективным дополнением к урокам, чтобы любой школьник шёл в школу с радостью…
Наталья Александрова,
фото из архива ОО «Росток»