Яркие ароматы рижских цветов, напитанных летним дождём, прохладное Балтийское море, причудливая старинная архитектура улиц, помнящих далёкие времена, и в то же время безудержные ритмы рок-н-ролла, беспечные, счастливые дни отдыхающих в советском санатории, — вся атмосфера словно соткана из лучших воспоминаний и зарождающегося большого и тёплого чувства двух уже не молодых людей. Такое погружение в далёкую советскую эпоху было представлено на суд зрителя Партизанска во время премьеры спектакля «Старомодная комедия». Народный театр Городского дворца культуры в очередной раз порадовал любителей театрального искусства своим мастерством, профессионализмом и интересными режиссёрскими решениями. Премьера спектакля по одноимённой пьесе Алексея Арбузова, написанной в далёком 1975 году, состоялась 11 января наступившего года и была по достоинству оценена зрителями. Актёров встретил полный зал и буря искренних чувств, выраженная в аплодисментах по окончании спектакля.
Стоит отметить, что это второй спектакль режиссёра Светланы Симоновой, показанный народным театром на сцене Городского дворца культуры, а также роль главной героини Лидии Васильевны стала дебютной для начинающей талантливой актрисы Елены Беляковой.
Множество тёплых отзывов получили актёры и режиссёр от горожан, побывавших на спектакле, но всех их объединяет одно, как написала одна из зрительниц: «Людям хочется красоты и чистоты. А в этом спектакле как раз то, чего так ждёт сердце».
Мы, в свою очередь, после спектакля решили узнать, какие ощущения остались после выступления у самих актёров, и какой замысел вложила в эту пьесу режиссёр Светлана Симонова.
Для этого мы задали им несколько вопросов.
— Светлана Витальевна, почему вы выбрали для постановки именно пьесу Алексея Арбузова и какую работу вы провели над ней, чтобы адаптировать народный театр, под современные реалии?
— Я считаю, что эта пьеса явилась вершиной драматургического творчества автора. Сейчас она признана одним из самых популярных произведений Арбузова и является классикой советской драматургии. Она о том поколении, на чью судьбу выпало несколько войн; Первая мировая, революция, Гражданская война и Великая Отечественная. Это было поколение стоиков, опалённых войной, но тем не менее они находят в себе силы жить и работать так, чтобы им не было стыдно за свою работу. Они продолжают любить жизнь, удивляться и радоваться каждому прожитому моменту. Эта пьеса о таком времени, когда это героическое поколение достигло возраста Осени, в котором кажется, что всё лучшее уже позади, все этапы завершены, жизнь клонится к закату, словно вечернее солнце.
Но именно эта пьеса даёт надежду зрителю на будущее, что жизнь всегда непредсказуема, и невозможно однозначно сказать, что ждёт тебя завтра, поэтому никогда не нужно сдаваться! Моё убеждение, что для зрителя всегда важно видеть свет в конце тоннеля, ту самую лампочку, к которой нужно стремиться, поэтому моя задача, как режиссёра, стараться обеспечить наблюдателя этим живительным светом, дать зрителю жизнеутверждающую установку.
Стоит также отметить, что, несмотря на название «комедия» судьбы главных героев достаточно трагические, они пережили войну, потеряли самых близких и дорогих людей на её дорогах, и именно сейчас эта тема очень актуальна, так как идёт военное противостояние, люди тоже теряют близких и начинают переоценивать все свои прошлые убеждения. В связи с этим главный герой Родион Николаевич говорит: «Жить надо так, чтобы не было войны». То есть от каждого из нас зависит судьба Родины: праведно или неправедно ли мы живём, насколько мы эгоистичны, живём только для себя или стараемся служить своей стране, своим близким.
Таким образом, пьеса показывает людей, которые без упрека могут посмотреть на своё прошлое, им не стыдно за прожитые годы. Идея единения проходит красной нитью через всё произведение, даёт осознание, что надо действовать вместе, не быть индивидуалистами. Только объединившись, мы становимся той разящей рукой, способной привести к победе в любых испытаниях.
Пьеса Алексея Арбузова написана на 160 страницах, полна ветвистых диалогов. Это привело меня к необходимости адаптации с её оригинала, поэтому я провела самостоятельную работу с текстом. В плане режиссуры тоже пришлось потрудиться.
Если бы вы читали оригинал, то выяснили, что в этой пьесе только два действующих лица – главные герои. Но для того, чтобы сделать картину того времени более объёмной, более глубокой, передать аромат того времени, я создала сцену продавца шляп, трубочиста, влюблённого больного и врача, а также сцену в ресторане.
— Хочется отметить, что вам это мастерски удалось – создать правдоподобную картину того времени. Чувствуется особая харизма той эпохи…
— Как раз мне хотелось подчеркнуть, вопреки расхожему мнению о жизни в те годы как времени тюрем, гонений, ограничений советских людей, что мы жили легко и радостно, влюблялись, веселились, строили планы на будущее, чего в нынешнее время уже делать очень трудно и почти невозможно.
— Леонид, любите ли Вы театр и за что Вы его любите?
Исполнитель роли Родиона Николаевича, Леонид Симонов:
— «Любите» — это громкое слово, могу про себя сказать, что театр для меня — это постоянное преодоление, потому что показываю жизнь другого человека, которую, может быть, понимаю не столь глубоко, как хотелось бы. Человека состоявшегося, быть может, в совсем другой профессии.
То есть приходится делать то, что совершенно не свойственно для меня как личности.
— Что Вы получаете в результате этого преодоления? Как справляетесь с каждой новой ролью?
— По началу я боюсь этой роли. Но постепенно, опираясь на поддержку и подсказку режиссёра, всё больше в неё вхожу, свободно овладеваю текстом. Всё это собирается в единый образ и появляется уверенность, что ты уже можешь это показать зрителю, насколько позволяют тебе твои способности.
— Чем Вам близка роль Родиона Николаевича?
— Это человек, проживший сложную жизнь, на протяжении которой он потерял близкого, родного человека, но он продолжает идти дальше, служить людям. То есть он человек с крепким стержнем внутри.
Мне очень импонирует его характер, стойкость, считаю, что понимаю и принимаю его взгляды на жизнь.
— Вы считаете, что театр, как вид искусства, важен для людей?
— Безусловно. В детстве я очень любил смотреть театрализованные постановки, например МХАТовские, мне близок именно такой классический театр. И я считаю, что то, что мы сейчас делаем, это именно классическое направление, которое интересно нашему зрителю.
— Как Вы думаете, пьеса «Старомодная комедия» актуальна в наше время?
— Конечно, тема человеческих взаимоотношений актуальна во все времена.
— Чему она может научить подрастающее поколение?
— Это, прежде всего, верность своему делу. Овладение своей профессией в такой мере, чтобы помогать как можно большему количеству людей.
Мой герой и сам об этом говорит, что через него прошло очень много пациентов и потребность исполнять свой долг, быть нужным очень важна для него.
— Елена, как вы пришли в театр? С чего всё начиналось?
Исполнительница роли Лидии Васильевны, Елена Белякова:
— Моё появление на сцене – это, пожалуй, веление судьбы. О театре раньше не думала, актрисой себя не представляла, вела жизнь обычного человека. Закончила профтехучилище на оператора станка с числовым программным управлением.
Думала, что буду работать на заводе «Амур». Но жизнь распорядилась иначе.
Вскоре вышла замуж, родила двоих детей, занималась их воспитанием. Когда они выросли, пошла учиться сама на психолога. Сейчас я психолог-игропрактик, специалист по метафорическим картам, провожу консультации и трасформационные игры.
Впервые попала на сцену в качестве массовки для рождественского спектакля «Ты особенный». Потом в народном театре Партизанска начались репетиции спектакля «Горько!». Одна из актрис пригласила меня в театр, предложив поучаствовать в спектакле. Я сначала засомневалась в себе, в своих силах и способностях, но ноги меня буквально сами привели на репетицию, и я познакомилась с актерами и режиссёром Светланой Витальевной. На тот момент все роли были уже распределены, и Светлана Витальевна предложила мне просто приходить на репетиции, приглядеться. Я обрадовалась новому опыту, так как для меня, как психолога, это было интересно — наблюдать психологические драмы героев пьесы.
На репетициях мы ещё и читали по ролям, в связи с этим я вспомнила свой навык детства. Дома мы с сестрой по наставлению мамы читали произведения по ролям, меняя голоса и изображая героев такими, как мы их себе представляли. Мне удалось озвучивать разных героев, на что обратила внимание наш режиссёр и сразу предложила мне роль в спектакле «Горько!». Это была небольшая роль, но уже со словами. После мне уже предложили и роль Лидии Васильевны в «Старомодной комедии».
Считаю, что своими способностями я обязана отцу. Он был очень артистичным, с прекрасным чувством юмора, но его талант актёра проявлялся только в тесном кругу близких и друзей. Удивительно и символично для меня, что мой дебютный спектакль состоялся именно в день рождения моего отца, его уже нет среди живых, но мне казалось на сцене, что я чувствую его постоянную поддержку и одобрение. Конечно, это глубоко личные ощущения, но для себя я решила, что свой дебют в главной роли я посвящаю именно своему отцу. Также я очень благодарна Светлане Витальевне, она всегда в меня верит, как актрису, поддерживает и направляет.
— Что есть для Вас театр? Что он Вам даёт как личности?
— Театр — это не только вид искусства, но и своеобразный инструмент трансформации не только актеров, но и зрителей. В своей работе психологом я через игровой процесс, то есть через настольную игру помогаю пациенту погрузиться в своё подсознание, в котором он находит все ответы на свои вопросы.
Ко мне, как к психологу, часто обращаются люди с такими синдромами, как заниженная самооценка, синдром самозванца, неумение проявляться, выражать свои мысли. И в этом смысле театр — великолепный тренажёр, чтобы повысить свою ценность, понять себя изнутри, увидеть свои разные грани, примерить разные роли, разные образы, и этот опыт помогает понять себя настоящего, выяснить свои истинные желания и возможности.
Занятия в театре — это такое трансформационное пространство, в которое окунаешься, живешь, репетируешь, общаешься с другими актёрами, выходишь на сцену, происходит взаимодействие актера со зрителем.
И я вижу, замечаю, чувствую на себе, что участие в спектаклях настолько же трансформационное, как и работа с психологом. Изменения начинаются уже на репетициях. А выход на сцену — это финальный аккорд изменений. Могу сказать, что я сегодня совсем не такая, как была вчера.
Изменению способствуют и зрители. В этом смысле у нас в городе очень благодарный зритель. На спектакле из-за большой роли я долго находилась на сцене и почувствовала ту энергию, которая исходит из зала, она очень мощная, поддерживающая, благодатная, напитывающая.
— Что Вы хотите пожелать своему зрителю?
— Я искренне благодарю за поддержку всех моих зрителей, благодарю Высшие силы, что я попала в театр. Также я рада, что моя дочь вдохновилась моими ролями и решила принять участие в нашем спектакле. Хочется пожелать и посоветовать всем почаще приходить в театр, и не только на спектакли, но и на репетиции. Даже если вы не чувствуете и не видите себя на сцене, это никак не помешает вам приходить на репетиции, читать по ролям, общаться в этом дружественном пространстве. Мы говорим на разные темы, пьём чай, и это взаимодействие очень важно. Приходите в театр, если вы хотите измениться к лучшему…
Резюмируя все высказывания, остаётся только восхищаться, насколько разные взгляды, мнения, рассуждения о театре и прошедшем недавно спектакле у актёров, зрителей, создателей. Каждый вкладывает свой особый смысл в понятие «театр». А вместе создаётся прекрасная и гармоничная картина жизни.
И пусть же на сцене и в жизни всегда будет тот самый заветный огонёк в конце тоннеля, чтобы никто никогда не сдавался и получал от жизни именно то, что так нужно каждому сердцу…
Наталья Александрова,
фото Любовь Поврезнюк и коллектива театра