Страх перед неизбежным концом — древний спутник человека, словно тень, неотступно следующая за ним сквозь века. В каждом вздохе, в каждой мысли эхо этого страха звучит тихо, но настойчиво. Но как меняется мелодия этого страха в зависимости от культурных и временных координат? Каким видится конец пути сквозь призмы веры, разума и мудрости? Мы отправимся в путешествие по лабиринтам этих представлений, чтобы раскрыть тайну, окутанную мраком веков.
Природная тревога
Сознание собственной конечности однажды накрывает каждого человека. Каждый, так или иначе, задумывается о конце своей жизни, и предстоящее событие окончания существования вызывает дрожь в душе. Страх перед тем, чего нельзя избежать, порой пронизывает каждую клетку существа, обрекая его на бесконечные размышления о смысле и значимости бытия. Но этот страх является и своеобразным стражем, который охраняет наши действия, удерживая от необдуманных поступков, напоминая о хрупкости жизни. И всё же, несмотря на эту тёмную сторону, именно страх смерти подталкивает нас к поиску ответов, к стремлению наполнить дни чем-то большим, чем просто существование.
Вера — свет во тьме
Религии, как древние маяки, освещают путь тем, кто ищет утешения в предчувствии последнего шага. Буддизм, христианство, ислам, иудаизм — каждая из мировых религий описывает свою картину мира после смерти. Для христианина это обещание воскресения и вечности в объятиях Бога; для буддиста — круговорот перерождений, ведущий к освобождению в нирване. В исламе тоже верующих ждёт награда за праведную жизнь.
В этих учениях смерть становится не окончанием, а началом нового этапа путешествия души. Надежда на продолжение жизни за пределами земного существования согревает сердца верующих, позволяя им смотреть в лицо своему страху с большей уверенностью. Все мировые религии, в той или иной степени, убеждают верующих, что кроме земного, существует и другом мир, куда после смерти перемещаются души умерших людей. Часто в этом контексте приводят известную фразу Иисуса Христа: «Вы не умрёте, но изменитесь».
В христианстве существуют ритуалы проводов души умерших на третий день после смерти, девятый и сороковой. А в тибетской традиции в «Книге мёртвых» подробно описывается путешествие души в каждый из сорока дней после покидания смертного тела. В славянской и египетской традиции так же существовали аналогичные культы.
Научные поиски ответа
Наука, вооружённая микроскопами и сканерами, тоже стремится разгадать загадку смерти. Нейробиологи изучают процессы, происходящие в мозге в момент перехода между жизнью и небытием. Те, кому удалось вернуться из состояния клинической смерти, рассказывают о странных ощущениях: выход из тела, встреча с близкими, проход через туннель света. Эти рассказы, хотя и не подтверждены строгими научными методами, будоражат умы исследователей, заставляя их искать объяснение этим феноменам.
Наука рассматривает вопросы существования души и жизни после смерти через призму различных дисциплин, таких как биология, психология, нейронаука и философия. Однако, несмотря на все достижения науки, эти темы остаются предметом дискуссий, поскольку они касаются метафизических вопросов, которые выходят за рамки того, что может быть эмпирически проверено или доказано научными методами.
Так биологические и нейрофизиологические исследования показывают, что сознание и личность связаны с деятельностью мозга. Когда мозг перестает функционировать, прекращается и деятельность сознания. Современные научные данные указывают на то, что нет убедительных доказательств существования души как отдельной сущности, которая могла бы существовать независимо от тела и продолжать жить после физической смерти.
Психологи изучают переживания людей, связанные со смертью, такие как околосмертный опыт, который включает в себя ощущения выхода из тела, видения света, туннелей и встреч с умершими родственниками. Эти опыты могут объясняться физиологическими процессами, такими как гипоксия (недостаток кислорода в мозге) или высвобождение эндорфинов при стрессе. Некоторые исследователи также связывают подобные состояния с галлюцинациями, вызванными изменениями в работе мозга перед остановкой жизнедеятельности организма.
Философские размышления о душе и загробной жизни имеют долгую историю. Различные философские школы предлагают разные точки зрения на этот вопрос. Например, материалисты утверждают, что сознание полностью зависит от физического субстрата (мозга), а идеалисты считают, что существует нематериальная сущность, которая может пережить физическую смерть. Однако ни одна из этих точек зрения не имеет однозначного научного подтверждения.
Таким образом, современная наука не предоставляет прямых доказательств существования другого мира, куда попадает душа после смерти. Вопросы о природе души и посмертном существовании остаются открытыми для обсуждения и исследований, но пока что они находятся вне рамок строгих научных методов проверки гипотез.
Эзотерические представления
Эзотерика – наука о скрытых явления жизни, полагает, что после смерти душа покидает оболочку, которая является лишь временным пристанищем на земле, наподобие биоскафандра, и перемещается последовательно в разные, более тонкоматериальные миры – Астральный, Ментальный и так далее. При этом у души сохраняется сознание и земной опыт. С душами умерших людей можно контактировать при особых условиях, что делают контактёры – люди, способные настраивать своё сознание на души умерших людей.
Во время спиритических сеансов люди так же контактируют с существами Тонкого Мира, но не видят их и нередко попадают в неприятные ситуации. Им кажется, что на их вопросы отвечают души великих людей, а на самом деле забавляются души низкого уровня развития.
Большой вклад в детальное описание потустороннего мира дала известная книга Эльзы Баркер «Письма живого усопшего». Она опубликовала эту работу в 1914 году. Книга состоит из переписки с духом судьи Дэвида П. Хатча, которую Эльза вела методом автоматического письма. Из Астрального Мира Хатч подробно описывал всё, что видит и с чем сталкивается. Он описал способ существования людей в Том Мире, что происходит в момент смерти, куда попадает душа человека и с чем сталкивается.
Тонкие грани миров
Основоположники Учения Новой Эпохи Елена Блаватская и супруги Рерих передали миру множество книг, где на проблематику смерти и посмертного существования дают ответы Учителя Востока — Махатмы. По их словам, после смерти человек переходит в Тонкий Мир, где его дух продолжает развиваться, взаимодействуя с другими сущностями. Эта концепция, впитавшая в себя элементы различных культур и философий, открывает перед нами новую перспективу: жизнь после смерти — это не завершение, а начало новой главы, полной возможностей и открытий.
Закон реинкарнации, один из столпов учения Живой Этики, утверждает, что душа проходит через множество жизней, постепенно совершенствуясь и обогащаясь опытом. Каждое новое рождение — шанс исправить прошлые ошибки, сделать шаг вперед на пути духовного роста. Реинкарнация напоминает нам, что смерть — всего лишь временная остановка на долгом пути самопознания.
Исходя из этого постулата, каждому человеку следует задумываться о том, с каким багажом опыта он вернётся в Тонкий Мир, ибо, как говорят мировые религии, золото и богатства туда с собой забрать невозможно.
Например, опыт души после смерти так описывается в книгах «Грани Агни-Йоги», являющихся составной частью Учения Живой Этики:
«Всё имеет свой противоположный полюс. Так же и земное существование человека. Жизнь земную можно прожить, имея известный опыт, так же и жизнь надземную, приготовившись к ней заблаговременно. Для этого надо просто узнать условия надземного бытия человека. Условия эти иные, чем на Земле, и законы иные. Отсутствие физического тела многое облегчает, но в то же время и обостряет. Отпадает забота о теле и пище, и доме, и вещах. Одежда создается представлением себя в том или ином одеянии. Кто же захочет показаться нагим среди жителей Тонкого Мира? Тело тонкое, будучи прототипом тела земного, владельцем своим облекается в одежды по своему выбору. У обычных людей платье создаётся по привычке. Человек представляет себя в том одеянии, которое обычно носил на Земле. Большинство не понимает, что сила их обострённого творческого воображения помогает им облекать себя в любые одежды. Ушедшие, не понявшие новых условий и законов, управляющих жизнью надземной, как правило, поступают так, как они это делали на Земле. Редко у кого появляется мысль, что смерть есть освобождение от железных законов плотного мира. Свободен, свободен, свободен, – поёт прозревшее сердце. Но тяжки земные привычки. Они устремляют сознание по прорытым каналам действий в тех же привычных, но уже воображаемых, условиях. Курильщик курит, пьяница пьет, любящий путешествовать путешествует. Если знание не освободило дух от земных пережитков, долго тянутся они за ушедшим, окружая сознание его своими призрачными утвержденными и кристаллизованными на Земле формами. Не так просто освободиться от них, как это кажется, ибо неизжитые желания тотчас же создают соответствующие им формы, или образы, нужные для его осуществления. И еда, и питье, и курение – всё производится в воображении, заменяющем действительность.
Первое, чему следует научиться, это различению вещей, создаваемых собственным воображением, от вещей, действительно на Тонком Плане существующих. Надо понять эти два порядка бытия вещей в Мире Незримом. Следовательно, и там есть мирок, созданный воображением человека, и мир действительности. Человек, там живущий, особенно если он что-то знает, может принять на себя любую личину. Неопытный новичок растеряется, будучи окружен артистами тонкого мира, многие из которых сознательно хотят ввести в заблуждение своих ближних.
Многое зависит от того слоя, в котором очутилось сознание по законам магнитного притяжения. В слоях низших мистификации эти могут носить очень неприятный характер. Сознание как бы одурманивается и не может вырваться из тягостного окружения темного творчества. Земные кошмары во время земного сна могут дать представление об этом состоянии безысходности и невозможности уйти от темных воздействий. Всякое стремление к Высшему разбивает этот порочный круг. В Тонком Мире человек зависит от своего устремления.
Знание тонких условий, приобретенное на Земле, позволяет легко разбираться во многих явлениях низшего Незримого Мира, который становится зримым и ярким и единственной реальностью для человека, как когда-то был мир земной. И так как там всё определяется мыслью, то легко лишают себя сознания те люди, которые отрицают существование за гробом. Очень важен вопрос о притяжениях, существующих в микрокосме ушедшего с Земли человека. Это притяжение продолжает действовать, вовлекая сознание в соответствующие им сферы.
Человек, любящий цветы, попадет в слои, где увидит их по желанию своего сердца. Человек, любящий притоны, попадет в них по желанию своего сердца, ибо там есть всё, что есть или было на Земле. И, кроме того, есть то, чего на Земле нет. Любому влечению человека в Мире Надземном есть условия соответствующие, притягивающие его в свою орбиту воздействия. Именно каждый получает и имеет то, чего он хочет. При этом нужно, конечно, знать, что желания плотно физические удовлетворены в Мире Надземном быть не могут, ибо нет ни тела, ни земных вещей.
Потому сознание попадает в воронку ненасытных вожделений, из которой нет выхода до тех пор, пока устремление к удовлетворению земных желаний не прекратится. Но желания тонкого порядка легко и быстро удовлетворяются, и благо, если они достаточно очищены». Грани Агни Йоги, 1954 г., с. 211.
После длительного пребывания в Астральном Мире, где происходит исчерпание всех эмоциональных вибраций после жизни на земле, душа устремляется в Мир Ментальный, где переживает опыт своей мыслительной жизни в последнем воплощении, и только после этого сливается со своим духом в Мире Огненном – Мире Первопричин, где и находится истинное Я каждого человека в период между воплощениями на Земле.
И Астральный, и Ментальный Миры имеют по семь слоёв, защищённых друг от друга. Соответственно, души людей попадают в тот слой Мира, которому они соответствуют по своей вибрационной характеристике. Так, люди, предпочитающие в ходе земной жизни насилие, агрессию, подавлению других людей, грубые, тяготеющие к наркотикам и прочей зависимости, попадают в низшие слои Астрального Мира. В христианстве он называется адом. Им в противоположность, высокодуховные люди, склонные к творчеству, чистым эмоциям, сразу после смерти переносятся в высшие слои Астрального Мира.
Учение говорит, что сон – это малая смерть, во время которого сохраняется «серебряная нить» между плотным и тонкими телами человека. Во время смерти происходит разрыв этой нити, и душа окончательно переходит в Тонкий Мир.
Техника осознанных сновидений позволяет научиться быть осознанным в Астральном Мире, понимать его особенности и после смерти сразу быть активным жителем этого мира, а не замирать надолго в ступоре, увидев встречающих ангелов или ранее ушедших родственников, как это делают атеисты.
В среднем душа человека пребывает в Тонких Мирах до следующего своего рождения на Земле около 700 лет. Затем следует подготовка к новому рождению, во время которой душе предлагается несколько вариантов сценария жизни, и она выбирает один из них.
Завершая небольшой обзор проблематики смерти, можно предположить, что жизнь после смерти существует, но в другом Мире, в других, более тонкоматериальных телах, в других условиях. В настоящее время есть достаточно литературы, чтобы более полно ознакомится с этой темой.
Невежество, в наш информационный век —
есть добровольный выбор каждого.
Дамир Савельев, изображение сгенерировано ИИ