Понедельник, 14 июля, 2025

Уличное освещение придомовой территории: кто его должен оплачивать?

-

Одним из вопросов внутреннего благоустройства является организация наружного (уличного) освещения дворовой территории многоквартирного дома. Чаще всего управляющие организации действуют неправильно, принимая уличное освещение на баланс собственников помещений без их ведома, поэтому давайте разберемся в этом вопросе.

Организация уличного освещения

Когда мы говорим о проблемах с организацией уличного освещения многоквартирных домов (далее – МКД), необходимо понимать, что на территории Партизанского городского округа имеются «старые» и «новые» дома. «Старые» дома: построенные в СССР, а также в 90-х годах прошлого столетия, обычно всегда освещались за счет средств муниципального бюджета.
Что касается «новых» домов, то в ситуации комплексного освоения территории, муниципалитет выделяет участок под строительство, и в дальнейшем никак не контролирует размещение сетей инженерно-технического обеспечения и опор для светильников (фонарей), как и их новых владельцев и пользователей. Застройщик ставит трансформаторную подстанцию, делает в ней точку подключения, согласовывает её с сетевой организацией, которая также не контролирует то, что на этом участке подключается. Далее, по определенной схеме происходит процедура передачи сетей и опор уличного освещения новым собственникам помещений или управляющим организациям в МКД и т.д.
На сегодня, в г. Партизанке «старый» жилищный фонд составляет около 99%, поэтому, организации освещения придомовых территорий именно этих МКД и уделим внимание.

Является ли уличное освещение общим имуществом?

Какова же позиция законодателя в отношении уличного освещения придомовой территории МКД?
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (далее — ЖК РФ), собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно части 3 статьи 39 ЖК РФ, правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее — Правила N 491), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Состав общего имущества в многоквартирном доме определен частью 1 статьей 36 ЖК РФ, а также пунктом 2 Правил N 491 и является исчерпывающим.
В состав общего имущества в многоквартирном доме сети и опоры наружного освещения не входят. Обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному (дворовому) освещению ЖК РФ, Правила N 491 не содержат.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 и пунктом 4 части 2 статьи 45.1 Федерального закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — N 131-ФЗ) к вопросам местного городского округа отнесена организация благоустройства территории городского округа (в частности, освещение улиц).

В соответствии с частью 2 статьи N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Минстрой России (Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Письмо от 18 сентября 2017 г. N 33418-АЧ/04), учитывая вышеизложенный нормы, считает, что организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 Правил N 491, внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, внешние опоры уличного освещения не являются общим имуществом даже в том случае, если они запитаны на внутридомовых инженерных сетях.
То есть, исходя из буквального толкования норм закона, если элементы уличного освещения не входят в состав общего имущества МКД, то возложение расходов на собственников (управляющую организацию) по уличному освещению МКД противоречит закону.

Если кратко подвести итог, можно сделать вывод: формально, наружное освещение относится к вопросам местного значения. Содержание и эксплуатация объектов наружного освещения улиц и дорог возмещают из бюджетных средств. Освещение во дворах и внутриквартальных проездах также находится в ведении муниципалитета. Расходы на придомовое освещение (подъезды и фасады) ложатся на управляющие организации и товарищества собственников недвижимости, то есть на собственников помещений МКД.

Как заставить местные органы власти организовать освещение дворовой территории МКД?

Имеется два варианта:
Доказать в судебном порядке, что опоры дворового освещения не являются общим имуществом.
Заставить муниципальные власти обеспечить уличное освещение придомовой территории путем признания опор освещения и сетей бесхозяйными (по статье 225 «Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ).
Для начала необходимо написать претензию в орган местного самоуправления с требованием признать фонари бесхозяйными и поставить их на учет в Росреестре. Если будет получен отказ от совершения данных действий, его необходимо оспаривать в судебном порядке.
По этому поводу имеется большая судебная практика разрешения таких споров, однако основная проблема в том, что, выиграв суд, орган местного самоуправления может отнестись формально к исполнению судебного решения. Он поставит в соответствии с исполнительным листом сети и опоры на учет как бесхозяйные, но вероятно не включит их в муниципальный контракт, чтобы не создавать прецедента.

Так же, решением данной проблемы может быть норма в правилах благоустройства, где прописана обязанность для местных властей обеспечивать уличное освещение (в том числе, дворовых территорий). В ряде муниципальных образований эта норма есть (что существенно решает проблему), а в ряде – исключена в целях постоянной экономии на городском хозяйстве и благоустройстве.
Что же говорят Правила благоустройства территории Партизанского городского округа от «29» сентября 2017 г. № 442 (в ред. решения Думы от 30.10.2018 г. № 23-Р «О внесении изменений в «Правила благоустройства территории Партизанского городского округа») по существу вопроса?

В соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 7 Правил, обязанность по освещению территорий жилых кварталов, микрорайонов, жилых домов, территорий промышленных и коммунальных организаций, а также арки входов в многоквартирные дома возлагается на их собственников или уполномоченных собственником лиц либо на организации, осуществившие строительство уличного освещения.

Насколько противоречит или соответствует данная норма действующему законодательству, решать вам — уважаемый читатель!

Андрей Корешков

Поделитесь

Последние новости

Популярные категории