Судьба города Партизанска волнует многих его жителей. К сожалению, все последние годы в городе сохраняется отрицательная миграция, когда количество уезжающих гораздо больше, чем приезжающих, и население стабильно уменьшается. Одной из таких категорий «уезжающих» являются молодые люди, которые после окончания школы уезжают учиться в большие города и более не возвращаются в родной город. Печально и то, что у местной власти нет ни малейшей стратегии о том, как сохранить и приумножить население, развивать Партизанск. Но в городе есть люди, создающие проекты, творческое пространство, способное удержать молодёжь из родного города, развернуть их таланты и лидерские качества, что называется, в полный рост здесь, в нашем городе. Известный в Партизанске режиссёр, руководитель студии «Канон» Городского Дворца культуры и очень разносторонний человек Виктор Инокентьевич Кан стал гостем этого номера газеты «Время перемен».
В прошлом году семья Виктора и Светланы Кан из Партизанска стала победителем регионального этапа Всероссийского конкурса «Семья года» в номинации «Семья — хранитель традиций».

Об этой вдохновляющей паре неоднократно рассказывали в сюжетах краевого телевидения, их заслуги отмечены почётными наградами.

Глава семьи, Виктор Инокентьевич Кан, — уважаемый житель Партизанска, хорошо известный активной творческой деятельностью. Он не только воспитывает новых артистов, но и сам с успехом выступает на больших сценах. В День России этого года стал гостем телешоу Андрея Малахова «Привет, Андрей!» на канале «Россия – 1», где проникновенно исполнил популярную песню. Запись выступления быстро разошлась по городским сообществам в социальных сетях, вызвав волну гордости у земляков.

На первый взгляд — успешный вокалист, режиссёр и руководитель студии «Канон». За плечами — яркие концерты, десятки воспитанников и годы творческой работы в Городском Дворце культуры Партизанска.
Однако, как выяснилось, сцена и признание — далеко не самое главное.
После десяти лет, отданных искусству, был сделан важный вывод: пора свернуть с привычной тропы и выбрать иное направление. Какое именно — об этом в искреннем разговоре.
— Несколько лет назад у нас с Вами было интервью в газете «Время перемен»: что изменилось с тех пор в Вашем творчестве, в сознании, в восприятии культурной среды города и его творческой молодёжи?
— Изменилось очень многое. Всё это время я трудился над своим «внутренним человеком», над собственным пониманием того, чем занимаюсь и куда двигаюсь.
Убежден, что все внешние изменения и достижения – это некий плод внутренней трансформации.
Которая, в моем случае, делает акцент на то, что в человеке должна преобладать созидательная, а не потребительская природа.
Созданный Творцом по Его Образу и Подобию, человек призван не к постоянному поиску мест, где «уже хорошо», а к созиданию мира вокруг — делать пространство уютнее, безопаснее, глубже.
Мир, напоминающий супермаркет, где из множества вариантов остаётся только выбрать лучшее, не так привлекателен, как возможность самому создавать то, чего ещё нет. Гораздо интереснее быть не потребителем, а источником новых смыслов, проектов, решений — тем, кто делится плодами труда и вдохновляет других.
Мои режиссура, вокал, преподавание — важные этапы пути. Через них произошло внутреннее взросление, появилась ясность, сформировалось целостное миропонимание. Пришло твёрдое убеждение: направление выбрано не случайно, не под влиянием детских фантазий или эмоций — это настоящее дело, наполненное смыслом.
Искренняя вера в то, что человек приходит в этот мир не ради потребления, а ради творчества, остаётся ключевой. Именно в этом — его подлинная природа.
— А у всех людей существует творческий потенциал?
— В той или иной мере — абсолютно у всех. Просто далеко не каждый оказался в среде, где этот потенциал развивался и поощрялся.
— А возможно ли раскрыть свои таланты не в юности, а значительно позже?
— В моем случае именно так и произошло. Моё взросление пришлось на сложные девяностые. Переезд в Приморье из Средней Азии, переходный возраст, неопределенность в обществе, политике и кризисы в экономике. Как следствие — примерно с 15 до 25 лет для меня — годы внутреннего распада, когда всё, к чему прикасался, становилось обломками, в том числе и собственная личность. Этот разрушительный процесс медленно, но, верно, подводил меня к суициду.
Страшно вспоминать. Но именно эта череда моих кризисов и стала отправной точкой, когда я взмолился о помощи. Не буду перегружать подробностями, скажу лишь, что потребовалась Встреча, Событие, Откровение.
И мне повезло встретить людей, которые и помогли мне понять, зачем мне жить дальше.
— В Партизанске Вы работаете с множеством молодых людей. У многих из них, на первый взгляд, ещё не было переломных кризисов. Как они находят свой творческий путь?
— Я работаю не только с молодежью, но и с более зрелыми людьми. И потому более склонен считать, что отсутствие серьёзного кризиса — скорее иллюзия. Если же брать именно пласт молодежи, то один из самых глубоких и болезненных кризисов у молодых — семейный. Количество полных семей стремительно уменьшается. Нередко, семья на бумаге – зачастую раздельно живущие родители.
Большая часть тех, с кем доводится работать, так или иначе, переживают нестабильность, связанную с домом, где нет поддержки, любви, понимания. Это первый, часто скрытый, но мощный надлом.
Второй — экзистенциальный: кем стать, в чём смысл, как выбрать путь? Эта тема постоянно звучит в разговорах. Погоня за баллами на ЕГЭ — сама по себе уже кризисная среда и для подростков, и для родителей. Добавьте к этому агрессивную внешнюю среду, отсутствие понятных ориентиров, множества ограничений — и перед нами молодёжь, которая живёт в состоянии стресса и вопросов, на которые зачастую не находит ответов.
Я часто задаю тестовый вопрос старшеклассникам, которые все, как один, хотят уехать из города: «Ты хочешь уехать куда-то или откуда-то?» После небольшой паузы, как правило, отвечают: «Уехать отсюда». То есть основная мотивация — не достижение высокой цели, а желание сбежать. Это не движение к мечте, а бегство от боли. Разве это не похоже на серьёзнейший кризис?
— Возвращаясь в Вашей личной истории, что сегодня довлеет над Вами, какие творческие задумки не дают спать спокойно?
— Недавно один человек задал простой, но очень точный вопрос: «В чём твоя цель? К чему стремишься?». Сегодня я могу сформулировать его чётко и ясно: стремление — к осознанности. Хочется понимать, зачем совершаются те или иные шаги, ради чего прилагаются наши усилия. Не двигаться по инерции, не жить по чужим сценариям, а быть честным перед собой и Богом — в стремлениях, в мотивах, в выборе пути.
Хочу поделиться историей, которая как раз и стала фундаментом для моей личной осознанности. Это было в 2006 году. Это был период, когда я по трехмесячной визе туда-сюда ездил в Южную Корею, чтобы работать.
В моем «багаже» — разрушенные отношения, плохое здоровье, нет внутренней опоры и ясных ориентиров. Именно в таком состоянии однажды оказался на огромном 20 тысячном стадионе, где ожидался всемирно известный проповедник.
Помню, как разглядывал возвышающуюся надо мной массивную сцену и впечатляющее звуковое оборудование на сотни тысяч долларов. Всё вокруг казалось грандиозным, масштабным, современным. А я — маленький, потерянный, ничтожный человек, стоял и думал: кто я здесь вообще? Что я здесь делаю?
И вдруг к самому краю сцены подошла женщина, южно-кореянка. Она посмотрела вниз, на меня… и вдруг воскликнула с сильным корейским акцентом: «О, Виктор!»
Я до сих пор не представляю, как это вообще могло произойти… Мы были едва знакомы, буквально пару раз виделись. Но как она узнала меня? Мы в трёх часах езды от Сеула, на мероприятии такого масштаба? Это и по сей день остаётся для меня чудом.
Потом она быстро спустилась по лестнице, подошла ко мне, взяла за руку и спросила: «Хочешь на сцену?» Я неуверенно ответил: «Хочу». И она — просто взяла за руку и повела наверх. И вот я, уже стою на той самой сцене, которая совсем недавно подавляла меня своим масштабом.
Нет, мне никто не давал микрофон, никто не просил автограф. Я просто там стоял. Но теперь смотрел, на окружающий меня мир, уже с высоты сцены.
Прошли годы, я стал режиссером, артистом, преподавателем. И оглядываясь назад, понимаю, настал мой черед выводить на сцену. Это моё предназначение. Событие двадцатилетней давности, похожее на удивительное совпадение, оказалось пророческим.
Одно из уже существующих воплощений идеи «помоги подняться на сцену» – детский клуб «Созидариум». Начавшийся спонтанно, сначала просто как детская, развлекательная площадка для детей 8-12 лет, он постепенно обретает новый, более жизнеформирующий формат. Наш слоган – «Создай свой Дар и Ум». Именно этим мы и занимаемся. Если в упрощенной форме – через игры, песни, интерактивы, различные увлекательные акции развиваем «созидательную» природу у детей. Формируем у них осознанность, взаимоуважение, взаимопомощь.
Следующий за этим этап – подростки. Их мы обучаем коммуникативным навыкам, навыкам критического мышления, эмоциональному интеллекту, управленческим навыкам, фреймингу и многому другому.
Работая с детьми, они получают бесценные навыки улаживания конфликтов, учатся вдохновлять, а не командовать, быть творческими и оригинальными.
Более старшим, молодежи 17-20 лет, мы планируем помогать запускать, а потом и возглавлять уже более серьезные проекты. Наш пилотный проект «Шум и гам» — студия видеопроизводства. Она имеет в основе уже реальные бизнес-процессы. Буквально на днях мы вернулись с записи радио и телеэфира краевых вещательных компаний ВГТРК и «Россия-1», где как раз и обсуждали этот пилотный запуск, его цели и видение.
Есть в планах и вовлечение уже взрослого, сформировавшегося слоя нашего города, но об этом я поделюсь позже.
— Это, вероятно, гораздо сложнее?
— Безусловно. Многих навыков по-прежнему не хватает, я совсем не бизнесмен и далёк от умения делать многие вещи. Но если оглянуться на прошлое — то и режиссером я не родился. Приходилось учиться всему на ходу, ошибаться, пробовать, падать, снова вставать. Точно так же и сейчас — мы продолжаем учиться каждый день.
— Можно ли сказать, что Вы ставите перед собой задачу формировать в детской среде лидеров общественного мнения и с их помощью реализовывать подростковые творческие проекты в нашем городе?
— Не только подростковые и не только творческие. Это история о том, как в определённой, созидательной атмосфере можно быстрее развить себя до уровня серьёзных, реальных проектов, которые оживут в этом городе, делая его привлекательней, удобнее, роднее.
— Но ведь всё равно многие школьники уезжают в другие города учиться. И не факт, что вернутся.
— Да, это «трендовый» сценарий, но не единственный. Я, к примеру, поступил в вуз на режиссуру только в 36 лет. Учёбу выбрал сознательно: на тот момент я уже работал в сфере культуры, и понимал — мне необходима системная база.
В итоге стал лучшим студентом своей группы, окончил с отличием, а с преподавателями у нас до сих пор тёплая связь: зовут в свои проекты, просят совета.
И решение остаться в Партизанске, а не уезжать в столицу — тоже было осознанным. Потому что творить можно в любом уголке земли, если знаешь, зачем ты это делаешь.
Я совершенно не против высшего образования, считаю это очень важным и нужным. Но ведь не секрет, что большинство из тех, кто стремиться учиться дальше, поступают не туда куда хотят, а туда, куда хватит баллов. И потому опять всплывает этот самый вопрос. «Ты едешь куда-то или откуда-то?». Может есть смысл сделать все-таки акцент не на факте получения высшего образования, а на том, для чего оно ему нужно?
— Нередко можно слышать мнение, что дети пошли не те, что раньше. На Ваш взгляд, они хорошие или…?
— Дети ли, подростки ли, взрослые ли, мы все очень разные. Но одно неизменно – нас формирует среда, в которой мы существуем. Лично для меня, утверждение что «кто-то стал хуже, чем был» это завуалированное признание в том, что методы, «которые были раньше» перестали работать. Попытка спрятать за общими фразами собственное бессилие и отсутствие эффективного «инструмента» положительно повлиять.
Здесь я бы больше спросил себя: «Каким я должен стать человеком, какими навыками, мышлением, авторитетом, имиджем мне надо было бы обладать, чтобы у меня был шанс повлиять на ситуацию?»
— Проект не утопический?
— Даже если и так, а что я теряю? Есть одна библейская история об Исааке, сыне Авраама. Он жил в пустыне, где самый важный ресурс – вода. Для этого он копал колодцы — тяжёлый труд, занимавший в среднем по два года на одни колодец. Но каждый раз, когда находил воду, местные жители приходили и отбирали эту воду.
Один колодец Исаак называл «Распря», другой «Вражда». Тем не менее, Исаак не унывал. Он уступал воду и шёл дальше. Снова копал, снова уступал. Пока, наконец, не добыл столько воды, что её хватило всем.
И вот вопрос, который я, помню, себе задал: «Почему Бог допускал, чтобы у Исаака отнимали то, что он же сам и выкопал?» Думаю, дело было не только в Исааке — важно было обеспечить водой всю ту местность. А, чтобы это стало возможным, нужен был специалист, тот, кто умеет добывать воду. Вырыв один колодец, ты ещё не становишься специалистом. Пятый, шестой, седьмой, вот тогда у тебя меняется мышление, появляются технологии, отрабатываются навыки. Сначала ты просто пробуешь, ошибаешься, теряешь, потом уже становишься профессионалом.
В нашем случае, наш город очень нуждается именно в людях, имеющих созидательное мышление. И тогда город по-настоящему расцветет…

Владимир Хмелев,
фото из семейного
архива семьи Кан
