Город Партизанск, конечно, не Москва с её особым федеральным статусом, но и здесь живут люди, которые очень хотят ходить по чистым и ровным тротуарам, ездить на своих авто по качественному асфальту, видеть всегда чистые контейнерные площадки для сбора бытового мусора, наслаждаться красотой газонов и ровно остриженных кустарников и деревьев: в общем жить в той самой комфортной городской среде, о которой так хорошо говорил наш Президент. Что же мешает этому? Есть ли у города, даже при скудном городском бюджете, ресурсы и возможности для повышения того самого качества жизни?
Законодательство
Несомненно, ресурсы для этого есть. Одним из таких ресурсов является совершенствование качества работы местных органов самоуправления. Обращаю внимание читателей на слово «САМОУПРАВЛЕНИЕ» — оно в контексте этой статьи является ключевым. Это слово пришло к нам под влиянием «развивающего» Запада, где в 90-ые годы, казалось, всё так прекрасно, в том числе и местное законодательство в какой-нибудь там Германии, Бельгии или Франции, где существуют традиционные понятия «земля», «община» и прочие атрибуты местного самоуправления.
Под влиянием отказа от традиций СССР, перехода, так сказать, на лучшее европейское законодательство, 28 августа 1995 года депутаты Госдумы приняли первую версию закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (закон № 154-ФЗ). Закон дополнялся поправками, а затем был принят другой закон, № 131-ФЗ, ныне действующий «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который вступил в силу 6 октября 2003 года. Он и определяет основную нормативно-правовую базу в таких городах, как Партизанск.
Закон интересный, дающий многие возможности для творчества народных масс в сфере прямого участия в управлении своими территориями – от территориального общественного самоуправления (ТОС) в своём многоквартирном доме или на своей улице, до избрания глав городов и депутатов.
Закон чётко определяет структуру органов местного самоуправления. Таких органов власти в законе определены три:
1. Представительная власть — Дума города.
2. Исполнительная власть – администрация города.
3. Контрольный орган – Контрольно-счётная палата города (КСП).
В законе всё просто: народ города прямым голосованием выбирает своих представителей – депутатов Думы, которые от имени народа принимают нормативно-правовые акты, избирают главу исполнительной власти, утверждают структуру администрации, принимают городской бюджет и доверяют главе города управлять городом. В статье 16 упомянутого закона, и, соответственно, в Уставе города чётко прописано, какими полномочиями наделяется глава и руководимая им администрация.
Для содержания главы и работников администрации из городского бюджета выделяются денежные средства, собранные с налогов горожан. У работников исполнительной власти для их качественной работы есть светлые кабинеты, компьютеры, столы и стулья, тепло, свет и вода, служебные автомобили – всё, чтобы они делали свою работу качественно и во благо народа, который своими налогами финансирует и поощряет в виде ежемесячных премий их труд.
По закону, качество работы чиновников администрации и самого мэра контролируют депутаты. Они в постоянном режиме ОБЯЗАНЫ подробно, разносторонне и вдумчиво рассматривать то вопросы дорожной деятельности, то водоснабжения и водоотведения, тепло и электроснабжения, содержания кладбищ, образования, здравоохранения и спорта, бюджета, местных налогов и их собираемости, потребность граждан в переселении из ветхого и аварийного жилья, и так далее, и тому подобное.
Для профессиональной оценки действий администрации в экономической, финансовой и прочих сферах депутатам помогает Контрольно-счётная палата, председателя и аудитора которой избирает сама Дума. КСП раз в год отчитывается перед депутатами о проделанной работе по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью исполнительной власти.
Так в течение каждого года депутаты заслушивают чиновников администрации по всем вопросам их полномочий, накапливают свои, так сказать, впечатления о работе главы и руководимой им исполнительной власти. А один раз в год заслушивают комплексный отчёт главы о его работе и работе администрации. После этого отчёта депутаты выставляют оценку исполнительной власти, её работе за прошедший год. Делают это народные избранники от имени своих избирателей и больше ни от кого.
Таким образом, исходя из духа и буквы закона, мы видим, что ключевым органом власти, определяющим и контролирующим работу всех органов местного самоуправления, являются депутаты Думы города.
Как бывает
В городе Партизанске, если смотреть на органы власти со стороны, так сказать, неопытным взором, то, вроде бы как всё по закону: в наличии все три ветви власти – и Дума, и администрация, и КСП. Но внутреннее содержание их работы существенно отличается от требований закона о местном самоуправлении. Так, конечно, было не всегда, бывали в нашем городе и просветы, когда Дума реализовывала свои права и могла контролировать исполнительную власть. Она при мощном сопротивлении администрации и «общественности» создала КСП, которая эффективно работала в интересах депутатов и народа, но сейчас не об этом, а о том, в какой тупик зашли органы местного самоуправления под влиянием одного человека и как это отражается на качестве тротуаров, дорог, освещения улиц, благоустройства и прочее.
В России известна тяга многих руководителей исполнительной власти узурпировать своё вкусное положение. Многие мэры городов и районов стремяться находиться в своих креслах бесконечно долго. Даже в Приморском крае есть немало случаев, когда отдельные главы территорий были на своих постах по пятнадцать и даже более лет. Для этого им необходимо было полностью поставить под свой личный контроль местных депутатов и территориальную избирательную комиссии (ТИК), организующую и проводящую выборы на территории. Примечательно, но подбор кандидатур в участковые избирательные комиссии (УИК) делает ТОЛЬКО администрация муниципального образования. И, если во время выборов производятся махинации с голосами избирателей, то на 99% они производятся именно в УИК.
Главы территорий могли создавать свой тотальный контроль в органах власти и системе выборов (ТИК и УИК). Этому способствовал ещё один немаловажный фактор – мэры или были лидерами местных отделений партии власти, или полностью их контролировали.
Так хитромудрые главы территорий, желающие бесконечно быть таковыми, контролировали бюджетные потоки, муниципальные контакты, местную землю, оказывали влияние на местный бизнес и так далее, пользуясь своим должностным и партийным положением. Они сами организовывали подбор кандидатов в депутаты, обеспечивали их избрание в местную Думу. Затем Дума пять лет молчала, прикрывая своим глухим молчанием низкое качество управления территорией со стороны исполнительной власти и лично мэра. Такие соподчинённые депутаты дружно голосовали за кандидатуру председателя и аудитора КСП, которых тоже подбирал глава; заслушивали его ежегодные отчёты и одобряли их; не вмешивались и не контролировали деятельность администрации. Все, ведь, свои…
Для главы получался очень удачный замкнутый круг, когда он полностью устранял контроль за своими действиями со стороны депутатов местной Думы и КСП, фактически управляя ими. А когда отменили выборы глав общим голосованием избирателей территории, то всё ещё упростилось. Глав стали избирать депутаты, а удобных депутатов «избрали» сами главы через серию манипуляций в ТИК и УИК.
Всё это противоречит смыслу, духу и букве закона о местном самоуправлении. В таком схематозе нет избирателей, нет смысла САМОУПРАВЛЕНИЯ, о котором весь этот закон. Проходимцы во власти избирают сами себя, избегая контроля и ответственности. И делают это не ради улучшения управления территорией, а ради личных интересов, прикрываясь своей особой миссией, видимой только им.
В итоге резко снижается качество управления, жители города видят разрушенные дороги и тротуары, некошеные и заросшие обочины и газоны, низкое качество проведения благоустройства, подозревают коррупцию власти с предпринимателями, работающие по муниципальным контрактам.
А у депутатов Думы, которые являются по закону ключевыми участниками деятельности органов местного самоуправления, нет никакой моральной ответственности перед избирателями, так как большинство из них избирал не народ, а неприметные члены УИК, по ночам рисующие результаты выборов.
Депутаты, избранные вне демократической и честной процедуры, своим депутатским мандатом обязаны лишь местному мэру, с ними он договаривался ещё на стадии подбора кандидатов в депутаты, ему они фактически и подотчётны.
Увы, такое нередко встречается на территории нашей необъятной страны. Правоохранительные органы крайне неохотно вклиниваются в процесс муниципальной узурпации власти — в область политики им ходу нет.
Для вышестоящих органов власти гораздо более важным является не эффективное управление территории со стороны местной власти, а их лояльность, политическая и социальная стабильность на территории, схожая с тишиной и покоем на кладбище.
Экономика таких городов от деятельности горе-управленцев сжимается, как «шагреневая кожа», бизнес уходит, население уезжает.
Работа в руководстве органов местного самоуправления приносит чувство глубокого удовлетворения лишь малой части «управленцев», реализующих свои амбиции во власти, дающей и неплохие деньги, а для остальной части населения они, как проклятье, от которого непросто избавиться.
Конечно, не везде бывает такое дикое пренебрежение законом и законных интересов местного населения. Говорят, что бывают и другие мэры, которые за время своего руководства городом, растят местные управленческие кадры, ведут честную и ответственную политику, делают всё максимально возможное и невозможное для развития территории даже на фоне негативных процессов общей политики руководства страны в отношении провинциальных городков, типа нашего.
А что у нас?
А у нас в Партизанске, как в худшем варианте отрицательных персонажей власти. 8-10 сентября 2023 года проходили выборы депутатов Думы Партизанского городского округа. Судя по итоговым данным, опубликованным на сайте Краевой избирательной комиссии, в ходе выборов депутатов Думы ПГО были отмечены аномальные показатели голосования избирателей вне помещений для голосования:
Избирательный округ №1 – 91 голосов, округ №2 – 122, округ №3 – 347, округ №4 – 7, округ №5 – 6, округ №6 – 16, округ №7 – 57, округ №8 – 79, округ №9 – 93, округ №10 – 20, округ №11 – 22, округ №12 – 73, округ №13 – 18, округ №14 – 138, округ 315 – 23, округ №16 – 109, округ №17 – 148, округ №18 – 188, округ №19 – 256, округ №20 – 153, округ №21 – 200 голосов.
Неравномерность количества голосовавших вне помещений для голосования по различным избирательным округам не соответствует ни логике, ни практике предыдущих выборов на территории ПГО за многие годы.
Аномалия, суда по ответам из официальных органов, была вызвана неожиданным ростом заболевших избирателей, которые таки имеют право голосовать на дому. Но таинственное заболевание почему-то распространялось неравномерно по территории округа и только на три дня голосования. В столь неравномерном и неправдоподобном голосовании вне помещений УИК усматриваются признаки нарушения ст. 77 Избирательного Кодекса Приморского края, а так же ст. 142.1 «Фальсификация итогов голосования» УК РФ. Было предположение, что члены ряда УИК, где имеется существенное превышение количества голосовавших избирателей на дому, в сравнении с другими избирательными округами (1/3 или даже более 50%), допускали нарушения избирательного законодательства в ходе выездного голосования, а так же вели незаконную агитацию.
Всё это могло привести к фальсификации результатов выборов депутатов Думы Партизанского городского округа, но ни местная, ни краевая прокуратура не увидели ничего особенного в таких результатах голосования.
Оказывается, и так можно.
Я уж не буду припоминать того, как ТИК «задробила» ВСЕХ потенциально оппозиционных действующему мэру кандидатов, чего НИКОГДА не было в нашем городе.
О работе Думы
Скоро два года, как была избрана Дума этого созыва, где почти 100% присутствие фракции ЕР, но депутаты по какой-то причине так и не стали работать, как это предписывает Устав города, закон о местном самоуправлении и здравый смысл. Два года депутаты на «ура» принимают блёклый отчёт главы города, более напоминающий ежегодный статистический сборник.
Народных избранников не смущает ни отчёт – профанация, ни полное отсутствие стратегического планирования развития города, ни полнейшая инертность заместителей главы, большинство из которых являются жителями других городов Приморья; ни то, что твориться на разбитых дорогах и тротуарах города, ни качество выполняемых работ в дорожной сфере и благоустройстве, ни всего того, что вызывает справедливое возмущение горожан.
Что мешает депутатам нашей Думы бодрить главу и управляемую им администрацию города, вежливо, корректно, но принципиально спрашивать за исполнение всех их полномочий? Почему депутаты не проявляют инициативу, а лишь безропотно голосуют за те проекты решений, которые им приготовило руководство Думы в лице предпринимателя Владимира Красикова? Почему не оппонируют ему или главе? Почему не избирают из своей среды другого председателя Думы, более активного, принципиального и твёрдого, чем Красиков?
Может быть, ответ кроется в 2022 году, когда местное отделение партии «Единая Россия», в лице её руководителя Олега Бондарева, столь удачно провело отбор кандидатов от имени партии, большинство из которых ранее ВООБЩЕ никак не были замечены в местной политике, но которые затем просто чудесным образом стали депутатами, при этом практически не проводили предвыборной агитации.
Чудеса, не правда ли?
Можно предположить, что на территории нашего города, в органах местного САМОУПРАВЛЕНИЯ, есть какой-то «чудотворец», который легко и свободно жонглирует кандидатами и депутатами, работниками КСП, заместителями главы, избирательными комиссиями, которые в один момент как будто становятся другими, «проглатывают свой язык» и ведут себя, как того желает «маг и волшебник». Вот только такой «чудотворец» может ловко манипулировать так или иначе подчинёнными ему людьми, а вот качественный асфальт везде, где надо, уложить — не может, как и своевременно произвести скос травы, подстричь кустарники и деревья, убрать мусор…
Казалось бы, ну и что в этом такого? Практически везде высокопоставленные чиновники местного уровня ведут себя, как князьки, с позиции «на троне» относятся к своим подчинённым и народу, «пилят» городской бюджет, тянут из него, как могут, деньги в подставные компании, увеличивая личное и семейное благосостояние.
Это не правильно, но такова реальность.
И в этой реальности не стоит надеяться на то, что добрый «царь», в лице губернатора, или даже самого Президента, дадут отмашку на снятие того или иного мэра, потерявшего «берега». Такое бывает, но очень редко.
Изменить ситуацию в органах местного самоуправления сложно, а порой и невозможно без коллективных действий самих избирателей, организованных или в какой-то из политических партий, или в общественной организации. Небольшое количество депутатов, случайно оказавшихся в Думе, где большинство являются протеже властолюбивого мэре, не в состоянии сделать ничего, кроме как поднимать эмоциональные волны, в нервном ожидании ответных действий, способных разорить их бизнес или лишить рабочего места.
Но всё это не означает, что закон о местном САМОУПРАВЛЕНИИ писан для тех мэров, которые весьма ловко и умело приспособили его для себя, подмяв и закон, и другие ветви власти на местном уровне.
Закон о местном самоуправлении, как и Конституция РФ, написаны для народа, который избирает и депутатов, и через них мэров городов.
Думаю, что ситуации в провинциальных городках, где на вершину местной власти просачиваются хитромудрые личности, не способные к эффективной работе в качестве подлинных управленцев, учат народ не кивать на вышестоящих руководителей (как будто они с другой планеты или из «другого теста»), а учиться самоорганизации, реальному участию в местном САМОУПРАВЛЕНИИ, но не только в своём многоквартирном доме или улице, а на уровне всего города. При должной активности самих избирателей стало бы невозможным ни появление «липовых» депутатов, ни многократное избрание бездарных мэров…
Фраза «рыба гниёт с головы» принадлежит древнегреческому философу Менандру (IV век до н. э.). Она является пословицей и символизирует идею, согласно которой проблемы и пороки начинаются сверху, от руководителей или лидеров, распространяясь далее на подчинённые слои общества.
Эта поговорка широко известна и часто применяется в политической критике и социальной философии. Её смысл заключается в том, что деградация начинается именно там, откуда исходят решения и управление обществом, и распространяется дальше, отражаясь на всём организме.
Но иногда фразу продолжают следующим образом:— «Рыба гниёт с головы, но это не является оправданием для хвоста»…
Владимир Хмелев
Примечание:
«Шагреневая кожа» — выражение, заимствованное из одноимённого романа французского писателя Оноре де Бальзака («La Peau de chagrin»). В романе речь идёт о магическом талисмане — кусочке кожи, исполняющем любые желания владельца, однако с каждым выполненным желанием размер кожи уменьшается, сокращая жизнь обладателя.
Выражение приобрело символическое значение, обозначающее желание или стремление, которое одновременно приносит удовольствие и приближает к утрате здоровья, жизненных сил или даже смерти. Таким образом, оно используется метафорически, говоря о чём-то желаемом, что постепенно истощает ресурсы человека или ограничивает возможности в будущем.