Среда, 24 июля, 2024

Как привести в норму психологическое состояние выпускников и их родителей

-

Накануне ЕГЭ — сложного для выпускников городского округа испытания, наша редакция обратилась к психологу Светлане Бурилиной с просьбой поделиться своими рекомендациями о том, как привести в норму психологическое состояние выпускников и их родителей.

Приближаются школьные экзамены — очень трудное время для выпускников и их родителей. Зачастую родители волнуются не меньше детей, а иногда даже больше. А эмоциональное состояние ребенка во многом зависит от эмоционального состояния родителей. Они транслируют ребенку свои переживания, тем самым подливая масла в огонь. Родитель может сам не замечать свою тревогу, но ребенок будет её считывать, и это приведет к тому, что он будет слишком беспокоиться за результат, и растрачивать свои силы не на продуктивную деятельность, а на волнение. Гораздо лучше, когда родитель излучает спокойствие и уверенность, тем самым обеспечивая выпускнику надежные тылы. Это поможет ребенку находить в родителе поддержку и опору.

Небольшой уровень тревоги нормален: он мобилизует резервы организма и позволяет более адекватно реагировать на окружающую обстановку. Но когда тревоги слишком много, она истощает ресурсы, продуктивность падает. Для организма это стресс, и он оказывает негативное влияние на психику человека, что приводит к ухудшению памяти, затруднению речи, сильной усталости от занятий. Бывают случаи, когда дети буквально теряют сознание на экзамене, у них повышается кровяное давление, учащается пульс. При стрессе снижается иммунитет, подверженность заболеваниям возрастает. Поэтому очень важно грамотно распланировать процесс подготовки к экзаменам и постараться максимально снизить уровень стресса.
Начать помогать своим детям нужно с приведения в состояние спокойствия родителей. Хорошо помогает составление конкретного плана действий. И первыми пунктами в нём должны быть самые банальные задачи — соблюдение распорядка дня. Очень важно обеспечить ребенка полноценным сном, прогулками на свежем воздухе.

При подготовке, занятия не должны быть особенно длинными, лучше всего, как в школе – 45 мин, потом необходимо сделать перерыв.
Если у взрослого нет возможности контролировать этот процесс, то необходимо убедить школьника заводить будильник и соблюдать распорядок.
Важно чередовать предметы. Если сидеть весь день за одним предметом, эмоциональное истощение наступает быстрее.

Нагрузку важно распределять равномерно. Если ребенок не привык к нагрузке в таких объемах, его силы быстро закончатся и эффективность занятий будет низкая. К цели нужно идти постепенно. Если он будет сидеть за учебниками с утра до вечера, то переутомление ему обеспеченно. Важно давать возможность переключать внимание на что-то другое. Не стоит рассчитывать, что смена предметов – например, истории на английский, является сменой деятельности.

Подготовку к экзаменам необходимо чередовать с прогулками, где кроме свежего воздуха и движений есть ещё возможность смотреть на отдаленные предметы, что будет неплохим отдыхом для глаз. Идеальный вариант, если школьник учит что-то утром, а вечером повторяет материал.
Не стоит лишать ребенка общения со сверстниками, для него это возможность эмоционально разгрузиться.

Не позволяйте ребенку в последний день перед экзаменами засиживаться допоздна, так как важно лечь пораньше и дать возможность мозгу как следует отдохнуть. Но именно в последнюю ночь, очень часто бывает проблемой уснуть.
Ни в коем разе не применяйте успокаивающие препараты, даже легкие — они способны снизить внимание и ухудшить память. Можно набрать теплую ванну, сделать расслабляющий массаж или размять плечи, на худой конец — просто погладить ребенку спину.
Важно следить за сбалансированным питанием в этот период — он должен получать все необходимые питательные вещества. Очень часто дети в этот период теряют аппетит или едят слишком много, заедая стресс. И родителям необходимо обращать на это внимание. Не нужно забывать и про питьевой режим — очень важно для организма в период стресса достаточное количество воды.

Необходимо создать благоприятную атмосферу в семье. Для этого родителям категорически запрещается рисовать ребенку апокалиптические картины провала на экзамене. Это совершенно никак не мотивирует ребенка, а вот лишний стресс создаёт. Лучше поддержать школьника напоминаниями о его успехах, о сильных сторонах, которые могут помочь справиться с задачей. Показать динамику в его обучении – раньше он не знал, не умел, а сейчас вот как он продвинулся в этой дисциплине, как много он уже знает и умеет. Это поможет подкрепить его самооценку.
Не заостряйте внимание на возможной неудаче.

Не драматизируйте само событие экзамена. Обязательно дайте понять ребенку, что он дорог вам независимо от его успехов или неудач.
Убедите ребенка, что любой результат — не катастрофа, всегда есть альтернативные варианты. Жизнь продолжается в любом случае.

Не забывайте, что экзамены, несмотря на всю их важность, не главная цель в жизни. Надо понимать, что ЕГЭ — это не приговор, а лишь экзамен. И в жизни есть много более важных вещей, например – здоровье ребенка и ваши с ним отношения!

Светлана Бурилина

Психолог Светлана
Анатольевна Бурилина,
WatsApp: 8-914-797-58-62

Поделитесь

Последние новости

Популярные категории