Воскресенье, 28 апреля, 2024

Об организации и содержании мест сбора твёрдых коммунальных отходов, установке и замене контейнеров

-

Уважаемая редакция! По нашей улице Вахрушева в городе Партизанске шесть многоквартирных домов и на все дома всего одно место для сбора бытового мусора. Старый и весь дырявый мусорный контейнер стоит сикось-накось у дороги, рядом горы другого мусора, площадка никак не огорожена, да и, собственно, никакой площадки и нет, одно безобразие. Мы куда только не обращались по этому поводу: и к региональному оператору во Владивосток, и в местную администрацию, и в нашу управляющую компанию «Сица» — везде одни отговорки. В УК сказали, что если мы хотим новый контейнер, то можем собрать деньги и «управляйка» купит нам контейнер. Получается, что мы же и являемся крайними?
Просим редакцию дать пояснения по этому вопросу.

Жители дома 2Б по ул. Вахрушева

Редакция газеты «Время перемен» попросила меня прокомментировать вопрос от жителей дома 2Б по ул. Вахрушева по вопросу организации и содержанию места сбора твердых коммунальных отходов, установки дополнительного контейнера, как это сделать согласно действующему законодательству, кто и каким образом обязан это сделать. Обратимся к нормативным правовым актам, которые регулируют данный вопрос.

Роль управляющей компании

Управление многоквартирным домом осуществляет управляющая организация. По условиям договора управления управляющая организация по заданию собственников обязана в течение срока действия договора за плату оказывать услуги и выполнять работы по управлению домом, содержанию и ремонту общего имущества в доме, согласно утвержденному общим собранием собственников Перечню, предоставлять собственникам и пользователям коммунальные услуги, в том числе по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления домом деятельность.

В приложении к договору управления должны быть согласованы работы по обеспечению вывоза твердых бытовых отходов, к которым, в числе прочего, относится организация мест накопления отходов, сбор отходов I-IV классов опасности и их передача в специализированные организации.
Договор вступает в силу с даты подписания и действует по дату окончания. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора не позднее 30 дней по окончании срока его действия договор считается пролонгированным на тот же срок и на тех же условиях, которые предусмотрены настоящим договором.
В свою очередь, уполномоченный орган местного самоуправления, согласно жалобе жителя или другим обстоятельствам, в случае неисполнения управляющей организацией своих обязанностей по проведению работ организации мест накопления коммунальных отходов:
. проводит совместное обследование контейнерной площадки, фиксирует: место сбора твердых коммунальных отходов отсутствуют на земельном участке, отведенном для эксплуатации многоквартирного дома (домов), контейнера (контейнер) установлены на территории общего пользования недалеко от жилого многоквартирного дома;
. актом предлагает рассмотреть вопрос организации мест сбора твердых коммунальных отходов на земельных участках, отведенных для эксплуатации многоквартирного дома, переставить (убрать) контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов с территории общего пользования;
. приглашает на комиссию по определению места сбора и накопления твердых коммунальных отходов;
. ссылаясь на неправомерное уклонение управляющей организации от исполнения обязанности по обеспечению места сбора отходов, обратиться в Арбитражный суд.

Основания для обращения следующие. В соответствии с пунктом 1 статьи 308.3 «Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022), в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Защита кредитором своих прав в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не освобождает должника от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (пункт 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее — Закон N 89-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» (далее — Правила N 1039), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Согласно части 2 статьи 162 «Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (далее — ЖК РФ), по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В части 1.1 указанной статьи предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
При этом состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения (далее — Перечень N 290).
В пункте 26 (1) Перечня N 290 указано, что в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

В силу подпункта «д (2)» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее — Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями, указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов. В частности, в соответствии с подпунктом 3.7.1 указанных Правил на управляющую компанию жилых домов, возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
То есть, действующее законодательство возлагает на управляющую организацию обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для домов, находящихся в её управлении. На основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил N 1039), она согласовывает создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления.

Роль администрации города

Соответствующим постановлением администрации муниципального образования должен быть утвержден Порядок определения (согласования) мест накопления твердых коммунальных отходов на её территории (далее — Порядок), который устанавливает процедуру определения (согласования) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в условиях сложившейся застройки муниципального образования, в случаях возложения действующим законодательством обязанности по организации мест накопления твердых коммунальных отходов на юридических, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе в соответствии с требованиями Правил благоустройства муниципалитета, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Место накопления (сбора) отходов потребления определяется на земельном участке с учетом возможности подъезда и проведения маневровых работ спецтехники, осуществляющей вывоз отходов, с учетом требований, предусмотренных санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, санитарным правилам содержания территорий населенных мест и Правил благоустройства муниципального образования.
Обязанности по проведению работ, связанных с благоустройством контейнерных площадок и подъездов к ним, по содержанию в исправном состоянии контейнеров (мусоросборников) и их внешнего вида несут их владельцы, в случае использования контейнеров для размещения отходов, образовавшихся от жителей многоквартирных домов — организации, осуществляющие управление жилыми домами.
Согласно Порядку должно быть предусмотрено, что по результатам обследования территории соответствующей Комиссией составляется акт об определении места накопления коммунальных отходов. Далее, при определении места накопления на территории общего пользования утвержденный акт об определении места накопления отходов является основанием для обращения заявителем в структурное подразделения местной администрации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».

Иная территория

Учитывая обстоятельство, что в настоящее время контейнер для дома 2Б по ул. Вахрушева расположен на месте общего пользования, не имеет правового значения.
Действующее законодательство не содержит запрета на размещение объектов для сбора отходов за границами земельного участка под многоквартирным домом. В случае отсутствия возможности установить контейнерную площадку в пределах границ земельного участка под многоквартирным домом ввиду сложившейся застройки, управляющая организация вправе её разместить на ином земельном участке в рамках гражданско-правового договора. При этом нахождение контейнерной площадки за пределами земельного участка, закрепленного за многоквартирным домом, не освобождает управляющую организацию от обязанности по её содержанию.
Управляющая организация, осуществляя функции управления в отношении многоквартирного дома, в силу пункта 2.2 части 2 статьи 161 ЖК РФ, положений Правил N 491, отвечает за надлежащее содержание общего имущества названного дома и именно на него возложена обязанность в силу вышеприведенных норм по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, должно принять меры исполнения указанной обязанности.

Контейнеры на местах сбора (площадках): кто обязан устанавливать, производить замену и содержать

Согласно информации Приморского экологического оператора (расположена на официальном сайте), постановлением Агентства по тарифам Приморского края от 20.12.2021 № 58/19 О внесении изменений в постановление агентства по тарифам Приморского края от 18 декабря 2020 года № 66/7 «Об утверждении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами КГУП «Приморский экологический оператор», осуществляющего деятельность на территории Приморского края, на период с 01.01.2021 по 31.12.2023», протоколу № 60 заседания Правления агентства по тарифам Приморского края от 20 декабря 2021 года, в тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами включены расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание (на 2021 г. – около 23 млн. руб.; на 2022 г. — 8,9 млн. руб.; на 2023 г. – 27,2 млн. руб.).

То есть, КГУП «Приморский экологический оператор», по заявке или запросу уполномоченного органа или лица, обязан произвести мероприятия по соответствующей установке дополнительного контейнера.
Чтобы это сделать, жителям дома необходимо письменно обратиться в адрес регионального оператора с просьбой установить дополнительный контейнер на той территории, которая выделена администрацией Партизанского городского округа для сбора ТКО от ваших домов.
Для отведения земельного участка под контейнерную площадку, строительства такой площадки согласно нормам и правилам следует письменно обратиться к главе ПГО с заявлением. Полагаю, что администрация ПГО совместно с управляющей компанией обязаны рассмотреть заявление жителей и принять меры по организации контейнерной площадки, соответствующей всем строительным и санитарным нормам.

Требуйте от чиновников ответа, реализации вашего заявления.

Дмитрий Чернов,
юрист

Поделитесь

Последние новости

Популярные категории