Среда, 15 мая, 2024

Данил Божок: о музыке, литературе, Карле Марксе, санкциях, СВО и о своей компании «Графика»

-

23 октября в РФ отмечается День работников рекламы. В городе Партизанске есть немало людей, погружённых в данную профессию, например, в СМИ, но есть и такие, которые занимаются этим исключительно профессионально – работники наружной рекламы. Мой собеседник — индивидуальный предприниматель, руководитель  компании по изготовлению наружной рекламы «Графика» Данил Божок.

— Данил, пожалуйста, несколько слов о себе.

— Родился в Партизанске, мне 35 лет, холостой. Детство, школа, всё, как обычно. Учился в школе № 8, затем в средней школе № 5, в ПУ-23, где получил профессию столяр — плотник, позже поступил и успешно закончил филиал ДВФУ в г. Партизанске по специальности «Экономист. Банковское дело».

По специальности не пришлось работать: увлекла совершенно другая профессия, которой занят уже 17 лет – изготовление наружной рекламы. Из них 10 лет работал в Партизанске, затем в городе Владивостоке, где так же занимался аналогичной деятельностью, в том числе на подготовке международных форумов, САММИТов и прочее.

Теперь каждый год меня приглашают принимать в этом участие, что с удовольствием делаю – интересный опыт.

— Мир увлечений?

— Какое-то время активно занимался боевыми искусствами, а в 26 лет с глубоким погружением занялся музыкой. До этого как-то не думал об этом и вдруг потянуло. Выбор пал на гитару, как на самый распространённый, недорогой и доступный инструмент. 

Хотя первые мысли были о барабане – мне казалось, что это лучший инструмент для меня. Но на тот момент это был дорогой для меня инструмент, к тому же не было соответствующего помещения, так как барабан является сильным испытанием для всех домочадцев. Поэтому остановился на гитаре. Тут и подвернулся случай, когда друг продавал электронную гитару. Немного позанимался на «шестиструнной», но когда поступило предложение купить бас-гитару, то, не задумываясь, сделал это. 

— А занимался полностью самостоятельно?

— Вначале, да, но затем занимался у Рыбкина, далее у Максима Жигалкина. Это изумительный педагог, профессионал своего дела. Он не из тех, кто топает ножками, машет ручками (есть и такие), а профессионально обучает всех желающих. У нас не все педагоги желают брать так называемых «трудных» учеников и возиться с ними. Вместо того, чтобы терпеливо объяснять такому ученику, они будут стоять рядом и кричать, топать ногами. Хотя сами не в состоянии, что называется, на пальцах, объяснить суть урока. Например, такую сложность, как триольная четверть, которую многие педагоги убеждают, что нужно просто почувствовать, а не понять, Максим Жигалкин смог очень просто донести с помощью математики – всё сразу стало понятно и доступно. Он очень офигенный учитель!

— Когда к тебе пришла бас-гитара, то это что-то поменяло в твоём представлении гитары? Это же существенно другая тема, чем шестиструнная или семиструнная.

— Нет, ощущение гитары не поменяло. Чем бас-гитара отличается от обыкновенной? У неё регистр другой – он на  октаву ниже, и минимум четыре струны, а максимум можно и до восемнадцати довести. Бас-гитара считается ритмическим инструментом, но со сложностью изменения тональности. Принято говорить, что в музыкальной группе барабаны и бас-гитара – это некий скелет, ритм и основная гармония, а всё остальное, это дополнение, как мышца, кожа, волосы и прочее, покрывающее скелет. Красоту или уродство делают остальные инструменты, включая голос. Мне на басе играть больше нравится.

— Однако на басе одному играть как-то не очень. Играл ли ты в группах и что это было для тебя?

— Играл в группах — это очень приятно! В нашем городе жителей мало, соответственно, процент увлекающихся музыкой очень маленький. Нередко музыканты начинают тянуть «лямку» на себя: я хочу играть это, а другой хочет играть другое:  многие переигрывают что-то, а творчеством у нас вообще практически никто не занимается. Не знаю, может быть одна или две группы ещё остались на весь город.

Многие тянутся к чему-то популярному, а я бы хотел играть более тяжёлую музыку – из направления «металл».

— Почему любители тяжёлого рока тяготеют ко всему западному: и язык, и символика, и татуировка, а русский рок – он какой-то не такой?

— Вероятно, западный рок смог точно отразить какие-то смыслы и мироощущение многих людей. Есть такое размытое понятие, как русский рок. К нему можно отнести «Наутилус Помпилиус», «Серьга» или «ДДТ»… У нас на постсоветском пространстве сложилась такая иллюзия, что в русском роке делается упор на текст, чтобы песня была лиричная. При этом есть заблуждение, что слово «лирика» от английского «lyrics» — послание. Так на Западе есть представление, что если песня лиричная, то это большая нагрузка на текст. У нас же в России считается, что лиричная песня – это грустная песня о любви, чаще всего несостоявшейся.

— То есть лирика – это необязательно грусть и скорбь?

— Конечно. Лирика в западной культуре вообще к рэпу относилась. Рэп зарождался в американских гетто в криминальной среде, так сказать, аналог нашего шансона. Идёт упор на ритмику, где задачей певца является попадание в этот ритм при чтении своего текста. Если в рок-н-рольных направлениях вокальный исполнитель должен попадать в музыкальную ноту, то в рэпе просто в ритм.

В России сложилось нечто иное.

— Получив некоторый опыт игры на бас-гитаре в группах, сейчас продолжаешь своё музыкальное творчество?

— Нет, это пока в стороне. Какое-то время было увлечение современной литературой, преимущественно российским фэнтези. Одно время это направление фантастики получило в нашей стране бурный рост, появилось много интересных авторов, но вскоре рынок стали переполнять книги, где герои совершают одни и те же действия, автор не производит эволюцию сюжета и героя – началась явная коммерциализация фэнтези. Например, у одного автора может быть целая сага из двадцати толстых книг об одном герое, но всё это повторяет одни и те же мысли, действия и сюжеты. Какое-то блуждание по кругу.

Сейчас появилось новое направление, поджанр фэнтези – «ЛитРПГ», где герой попадает в  цифровую реальность и становится участником или заложником  некой компьютерной игры. Например, есть неплохое произведение Дмитрия Руса «Играть, чтобы жить». Суть сюжета заключается в том, что у главного героя нашли неизлечимую болезнь и, чтобы сохранить свою жизнь, ему производят перенос сознания в виртуальный мир. Практически он теряет своё тело, сознание живёт в Игре, возврата назад нет.

Вероятно, поджанр «ЛитРПГ» есть отражение тенденции всё большей цифровизации, и писатели бурно осваивают это направление.

— Можно ли сказать, что  фантастика, фэнтези обращают читателя к проблеме постижения реальности, поисков смысла жизни и смерти, философских размышлений о смысле Бытия?

— По крайней мере, в тех книгах, которые мне попадались, я бы не сказал, что авторы выводят читателей на такие уровни понимания.

Для меня сегодня художественная литература ушла на задний план, а внимание занято изучением наследия Карла Маркса. Это как никогда актуально, позволяет разобраться, что происходит в мире и понять тенденции.

Тебя интересуют вечные вопросы философии?

— Типа, зачем мы живём? Я для себя определился, кто я и чем тут занимаюсь. Это не застывшее мнение, при поступлении какой-то другой информации, несомненно, происходит какое-то смысловое дополнение к самым важным ответам на вопросы о смысле жизни.

— А в какой момент ты вдруг осознал  свой смысл жизни, открыл тот внутренний смысл, который сегодня является базовым?

—  Можно сказать, что смысловой стержень складывался постепенно, но сильным толчком стал психологический тренинг в г. Владивостоке, где в течение трёх дней подряд проводили жёсткий «марафон», который весьма встряхнул меня и многое мне дал. Ушло лишнее, страхи, появились смыслы. Получил хороший пинок взад для движения вперёд.

— В той среде, в которой ты общаешься, какое отношение к специальной военной операции в Украине?

— В своём большинстве — негативное. И я, и мои знакомые, относимся к ней с точки зрения марксистских взглядов. Любые военные действия – это продолжение политики государства для отстаивания своих экономических интересов крайними способами. Война – метод разрешения капиталистических государств своих интересов в экономике и политике. В случае с Украиной очевиден колониальный интерес западных государств к природным ресурсам России.  Втягивание России в этот военный конфликт, это, конечно же, попытка существенно ослабить её экономически, добиться полного контроля над ресурсами путём смены политического режима.

— А разве нельзя назвать СВО освободительной войной ради спасения части нашего единого славянского народа от угнетения западными либеральными ценностями?

— Это вторично, а первично — разрешение экономических конфликтов между капиталистическими странами, коей является и Россия, военными методами. Конечно, когда НАТО приблизилось вплотную к границам России, натренировало для агрессии Украину, то России пришлось реагировать на угрозу, и сейчас мы имеем то, что имеем. Для чего НАТО движется на восток с стремится победить Россию? Ресурсы и ещё раз ресурсы. Англосакский мир считает, что они имеют право обладать ими. Украина – пример того, как эффективно около десяти лет западная пропаганда работает с населением в политике формирования образа врага из русских. Теперь, когда Россия втянута в этот конфликт, отступать уже нельзя.

— Экономические санкции Запада как-то влияют на работу рекламщиков?

— Ещё как. Не успел я поработать полгода в качестве предпринимателя, как началась СВО и тут же подскочили цены на импортные материалы. Парадокс в том, что на сегодняшний день в России есть единственный производитель ПВХ- пластика, который мы используем в наших конструкциях, и он работает на импортных гранулах. Российская нефть продаётся на Запад, там из него делаются гранулы и поставляются обратно в Россию. А теперь из-за санкций уже не поставляются. Ушёл с рынка и корейский пластик, а российские аналоги худшего качества. Все рекламщики теперь остались без качественных материалов.

Можно ли сказать, что твоё занятие наружной рекламой есть продолжение творчества? Ведь когда к вам приходит заказчик и просит изготовить что-то, то он сам зачастую не представляет, как это может выглядеть.

—  Я бы не сказал, что моя работа – сплошное творчество. За годы наработаны определённые способы и алгоритмы решения производственных задач, поэтому чаще всего поиск какого-то варианта для клиента ведётся среди существующих решений. Например, для меня какой-то стенд для школы или для предприятия всё равно является стендом, а ни чем-то другим. Меняется размер, цвет, нюансы – но это стенд. Как в литературе, где есть определённые приёмы и новые найти сложно.

А есть ли юмор в профессии работника рекламы?

— Да постоянно. Например, работал у нас один молодой парень, мой друг, водителем автовышки. Однажды он поехал с ещё одним работником закреплять новый банер на рекламный щит на улице города Партизанска. Дело было к обеду. Водитель, вероятно, утром не откушал, был очень голодный и управляя корзиной вышки, в которой находился второй работник, закрепляющий банер, всё чаще думал про обед.

Получив сигнал, что работник завершил закрепление банера, водитель стремглав сложил вышку в положение для перевозки, пересел в кабину и быстро поехал домой на обед.

Когда он подъехал к дому и выскочил из кабины, то услышал какие-то возмущённые возгласы сверху. Поднял глаза, а там, о, боже, в корзине вышки сидит с выпученными глазами второй работник, про которого водитель совсем забыл!

Или, например, знакомые рекламщики из Владивостока по заказу одного из портов города Находки изготовили два рекламных банера и поехали их устанавливать. Для проезда на территорию порта оформляется специальный пропуск, приказом за рекламщиками закрепляется специальный человек, который должен контролировать соблюдение ими техники безопасности при передвижении на территории, проведении высотных работ. 

Для нас, рекламщиков, работа на высоте чаще всего не предусматривает наличие страховочных тросов, касок и прочего оборудования. Просто ставим надёжную лестницу и крепим банер, но в порту так работать запрещено. Встал вопрос об автовышке. Выделенный сотрудник заявляет, что прямо сейчас заказать автовышку нельзя, так как требуется заказать пропуск, оформить допуск и прочее. И на лестнице на такой высоте работать нельзя – тупик. Тут работник порта, глядя на часы, заявил, что у него обед, и ушёл, оставив ребят одних. А когда пришёл, то оба новых банера красовались на своих местах. Конечно же, сделали с лестницы, как обычно.

— Что производит ваша компания?

— Вывески, стенды, банеры, адресные таблички, уголки покупателей, печать цветных изображений на холстах, фотобумаге больших размеров, на постерной бумаге. Внешние конструкции изготавливаем из пластика, металла, композитных материалов, в том числе световые, то есть с подсветкой.

Как найти вашу рекламную компанию «Графика»?

— Мы располагаемся в отдельно стоящем здании слева от входа в дискаунтер «Рублёвка» по улице 50 лет ВЛКСМ, д. 7/2.

Наш телефон:  8-914-660-66-98.

Владимир Хмелев

Поделитесь

Последние новости

Популярные категории