Четверг, 2 мая, 2024

И имя ему — народный театр

-

 

Любите ли вы театр? На этот вопрос далеко не каждый может ответить однозначно. Театр — это тот вид искусства, который очень близок к зрителю. Актер может импровизировать. Он может каждый раз играть немного по-другому. В конце концов, его эмоции можно тоже почувствовать и понять каждый раз по-новому. А если актер ещё и ваш близкий сосед, а в пьесе словно вырваны сцены из обычной вашей жизни, то вы можете внезапно влюбиться в театр и пронести эту любовь через всю свою жизнь. А имя такому театру — народный.

На протяжении истории нашего города народный театр то появлялся, то уходил в небытие. И вот в этом году в марте он отмечает годовщину своего возрождения благодаря проекту «Народные театры Приморья» по инициативе губернатора Олега Кожемяко. Что же произошло за этот год, чем театр может гордиться?

Главное достижение театра за этот год — это его спектакли.

Его послужной список значительно расширился благодаря его новому руководителю, талантливому режиссеру и драматургу Светлане Витальевне Симоновой. Её усилия и энтузиазм обогатили театр очень сплоченной, невероятно творческой командой актеров и новыми постановками. Сейчас в состав нашего народного театра входят 30 актеров из Партизанска, Находки и даже Владивостока и Дуная. Кроме первого спектакля «Любовь и голуби», театр неоднократно представил зрителям такие спектакли, как «Старомодная комедия» (по пьесе Алексея Арбузова) и «Ежегодное послание Президенту» (по одноименной пьесе Светланы Симоновой). Сейчас труппа театра готовит на суд зрителя два новых спектакля «Горько!» и «Окно».
Каким образом маленькой провинциальной труппе за один год удалось добиться таких больших результатов, мы попытались узнать, заглянув туда, без чего не обходится ни один спектакль — в гримёрную.
В этот день здесь собралась почти вся труппа. Только что закончилась генеральная репетиция, и режиссер-постановщик с группой актеров согласились на небольшой душевный разговор.

— Светлана Витальевна, (обращаюсь к режиссеру) ваши спектакли смотрятся на удивление профессионально. Мне кажется, что по глубине смыслов и игре актеров театр не уступает именитым и профессиональным коллективам. Расскажите немного о себе, как вы пришли в театральное искусство? Когда поняли, что это ваше призвание?

— Хотела быть актрисой с детства. Увлекалась поэзией, писала стихи. В 2000 году вышел мой первый сборник стихов «Жасмин», а в 2004 году вышел второй сборник «Золото смеющихся подсолнухов». Но пошла на исторический факультет, серьезно изучала историю, даже предлагали поступать в аспирантуру. Но я закончила университет и поехала по распределению в город Находка. Работала учителем истории и обществоведения, а потом перешла в городской музей в качестве младшего научного сотрудника. Но все-таки поняла, что историческая наука — это не моё. Ушла из музея, открыла вместе с однокурсницами малое предприятие, которое занималось организацией выставок художников нашего города. А позже работала журналистом на кабельном телевидении города Находка. От литературного клуба проводила встречи, лекции и уроки литературы в школе. Начала писать сценарии мероприятий.

И вот в 2009 году мы с сыном поехали в Москву. Ему надо было после школы поступать в университет. Он успешно поступил в МГУ, мы сняли комнату. Пока мой студент ходил на занятия в университете, я неожиданно для себя начала писать пьесы. И как-то у меня это так легко пошло!. В 2010 году я принесла свою пьесу заведующей литературной частью театра имени Ермоловой в Москве. И какое было моё удивление и радость, что пьеса заведующей понравилась! Единственным недостатком, на который она указала, было количество страниц. Для постановки должно быть не более 60 страниц, а у меня 160. Также она отметила, что, несмотря на большой объем, пьеса читается очень легко, невозможно оторваться, да и сюжет захватывающий.

— А как называлась Ваша дебютная пьеса?

— Пьеса называлась «Если ты уйдешь».

— Расскажите о своих актерах поподробнее, кто как пришел в театр?

— Все актеры уникальны по-своему, а вместе мы дополняем друг друга в одном узорном полотне спектакля.
Могу не без гордости представить вам Симонова Леонида Николаевича. На нём держатся многие главные роли. В спектакле «Старомодная комедия» он играет роль Родиона Николаевича, также у него одна из главных ролей в спектакле «Ежегодное послание Президенту страны» и одна из главных ролей в спектакле «Мотина война».

Стоит отметить, что с мужчинами-актерами в театре у нас большая сложность. Вообще дефицит мужчин — это беда всех театральных самодеятельных коллективов. Так вот, Леонид Николаевич никогда нас не подводит, всегда активно участвует, очень дисциплинирован, имеет свой оригинальный творческий подход к каждой своей роли. Первый раз он вышел на сцену ещё в третьем классе школы. Это была пьеса по мотивам сказок Пушкина. А на сцену театра впервые он поднялся в 2012 году в спектакле «Женщина легче коры на волне» в главной роли Бориса Никитина.
А главным героем быть — это очень большой труд. Одно изучение текста чего стоит. Например, в «Старомодной комедии» у него слов более 47 страниц.

— Как же вы это все учите?

— Днями и ночами. Но Леониду Николаевичу не привыкать. Дело в том, что у него морская специальность, и раньше у него были длительные рейсы за границу. Нужно было хорошо знать и изучать иностранные языки. Всегда удивлял своей уникальной памятью: готовился к экзаменам по английскому языку и за пять минут мог запомнить большое количество терминов на английском.

Любовь Король тоже уникальная актриса. Каждую свою роль она сопоставляет со своим жизненным опытом и пропускает через себя. Тоже многие главные роли на ней. У неё главная роль в «Старомодной комедии». Да и вся семья Король у нас играет в театре. Её дочь Ольга Король исполняет роль певицы в том же спектакле. А внук сыграл роль в спектакле «Мотина война».
Маргарита Мазур — это мастер эпизода, особенно в спектакле «Старомодная комедия». Созданный ею образ дамы с боа покорил многих зрителей. Вроде бы роль без слов, просто проход по сцене, но этим проходом она отразила всю судьбу героини. Интересно, что и в своей реальной жизни у Маргариты много серьезных специальностей. Одна из них — штурман. То есть она и в жизни примерила себя много ролей и сыграла их блестяще.
Наталья Доможирова до прихода в театр никогда не играла. Только в студенческом КВН. В своей обычной жизни она преподаватель английского языка. Впервые вышла на цену в спектакле «Мотина война» в роли деревенской девушки, в спектакле «Старомодная комедия» исполнила роль молодой красотки. Но особенно зрители отметили и высоко оценили её образ рыжеволосой Музы в «Ежегодном послании Президенту страны». Наталья, как пришла, попросилась в массовку. Вся такая незаметная и скромная: серая шапочка, серое пальтишко. А потом стали её просить: «Наташа, подыграй!» И увидели, что у Наташи большие залежи таланта. Она у нас одна из самых требовательных к себе актрис.

Наталья Доможирова:
— Я считаю, что чтобы достичь успеха в любой работе, нужно очень много трудиться. А в театре так особенно много: нужно из себя что-то доставать, применять свой жизненный опыт. А не всегда это получается. Вот вроде бы всё красочно в голове представил, а выходишь на репетиции играть в сцене, и получается как-то не очень. Тут надо в одну точку бить и бить, пока не получится.

Светлана Витальевна:
— Наталья очень к себе критична. Ей не нравится, как она играет, ей не нравится ни голос, ни тембр, а потом выходит на сцену, и оказывается, что она звезда.

— Значит, вы знаете, как должно быть, чувствуете этот образ?

Наталья Доможирова:
— Я ещё не знаю, как должно быть, я представляю просто. Работа с режиссером направляет, подсказывает. Здесь есть уникальная возможность поработать с автором текста. Нужно понять максимально глубоко, что именно заложено автором. Поэтому нам невероятно посчастливилось иметь рядом живую легенду в лице Светланы Витальевны. Здесь же в тексте могут быть скрыты непрописанные смыслы. Светлане Витальевне ещё огромная благодарность, что она не требует, чтобы ты делал именно так, как ей хочется. Она исходит из того, что ты можешь. Она предлагает по твоим способностям: сделай вот так! Это настолько уникальный подход, который позволяет именно тебе раскрыть свои лучшие качества и возможности и в то же время выразить то, что она хочет. Это дорогого стоит.

Богдан Стоянов один из самых активных, глубоких и тонких артистов нашего театра. На него всегда можно положиться в любом деле. В студии не так давно, тем не менее зарекомендовал себя как настоящий мужчина, для которого честь и долг — не пустые слова. Богдан долго не мог решиться прийти к нам. Его уговаривали наши артисты, ходил на спектакли, смотрел, приглядывался, и, наконец — он с нами. Сначала держался скромно, зажато, а недавно на Масленице с девочками так ярко выступил, так раскрылся! И сейчас готовится к своей первой главной роли в будущем спектакле «Горько!».

Хочу заметить, что у нас в спектаклях всегда много танцев и музыки, это потому, что зритель всегда любит музыку. Поэтому мы обязательно включаем в спектакль музыкальные номера: будь то танцы или песни, или просто проходы под музыку, отображающие внутреннее состояние героя. Это помогает зрителю войти в эмоциональное настроение пьесы, прочувствовать атмосферу спектакля. У нас даже есть своя певица. В спектакле «Старомодная комедия» во втором действии первая сцена в ресторане. Её открывает Ольга Король. У неё роль певицы из ресторана. В этой сцене она исполняет песню «Рижский ноктюрн».

Александр Аристов тоже недавно в нашей студии, но у него такой характер надежный, крепкий, бойцовский. Сегодня впервые на генеральной репетиции. У него очень выразительная немая сцена, которую необходимо было прожить.
Ведь на самом деле немые сцены играть очень сложно. Здесь нужен особый язык тела. И Александр справился.
Мария Родионова — одна из юных актрис нашего коллектива. Тонкая, нежная, лиричная. И при этом надежный товарищ, всегда готова прийти на помощь, поддержать. Она пришла к нам по рекомендации своего учителя по русскому языку и литературе. И сразу влилась в общую работу. В прошлом году она закончила школу, пробовала поступить в институт, но не получилось. Решила год поработать и вновь поступать, но потом Мария, несмотря на то, что у неё не было ни одной главной роли, приняла волевое решение учиться в родном городе и продолжать играть в театре. Я, говорит, так просто вас не оставлю. И пришла к ней главная роль, которую она сыграет в одном из готовящихся нами спектаклях.
Ещё одна наша звезда — Елена Сухенькая. Она всегда предельно подготовлена, дисциплинирована, играет ярко, вкладывает в роли всю свою душу.
Татьяна Михайловна Касьянова — очень талантливый самородок. Ей по плечу любые роли — и комедийные, и драматические. Она всегда дополняет образ, созданный режиссером, своим видением, то есть работает в сотворчестве с режиссером.
Галина Сморкалова с детства мечтала стать актрисой. В Партизанском театре буквально с первых его дней возрождения. Играла в спектакле «Любовь и голуби», наделена ярким драматическим талантом.

— Расскажите, пожалуйста, Галина, (обращаюсь к актрисе Галине Сморкаловой) как всё начиналось?

— Прошлой весной мне на работе говорят: «В доме культуры идут кастинги на выбор артистов». Я сразу встрепенулась и бегом туда. Там спросила у вахтера: «Где театр собирается?». Она мне показала и описала режиссера: седой такой, высокий, в пальто. Я спрашиваю: строгий? Она отвечает: «Похоже, что да, лицо серьезное».
Я подошла к залу, а у них там уже репетиция. Жду, боюсь дверь открыть, чтобы не помешать. И тут объявили перерыв. Я за этим режиссером на улицу вышла. Прошу: возьмите меня, хочу играть! А он говорит: «Проходите в зал». Зашёл, меня всем представил. А потом, уже когда репетиция закончилась, мне другие актеры говорили: «Мы думали, ты знакомая его, протеже». А я говорю: «Да что вы, я с ним только что на улице познакомилась!» И сейчас в моей жизни всё так сложилось, что я совсем свободна для своей мечты. Мои дети уже взрослые, да и все домашние поддерживают меня. Спрашивают: «Какую роль тебе дали? — Роль бабушки. — Почему бабушки? Опять бабушки? Мы поговорим с режиссером». А я отвечаю: «Так я на роль невесты-то уже не тяну…»

— Это очень ценно, когда есть поддержка со стороны близких. А если говорить о всей труппе, как в целом родные относятся к вашему увлечению театром?

Елена Сухенькая:
— Да мой муж говорит: «Я на дачу поехал, а ты иди, народная, звезди!» (смеется). Но театр — это не только походы на репетиции, но и сама работа над текстом дома. Мои домашние стараются меня не отвлекать, когда я дома репетирую, и даже с реквизитом помогают: и украшения, и одежда. И мой муж мне для роли знаменитую метлу делал. Неделю старался, очень красиво и качественно получилось.

Светлана Витальевна:
— Да, театр даже объединяет семьи, сплачивает их.

Лариса Писаренко:
— А соседей как объединяет! Недавно дома репетирую роль. Слышу соседи притихли, и кот притих, куда-то забился в страхе. Думает, хозяйка умом тронулась. Соседи потом спросили: «У вас там всё нормально? — Нормально, говорю, роль учу…

Елена Сухенькая:
— А я когда репетировала дворничиху, ходила по дому и кричала. Соседи тоже перепугались, муж притих. А потом, когда уже спектакль прошел, я на кухне дома с веником подметаю, а муж зашёл и кричит, подражая мне: «Ходят тут и ходят!»

Наталья Доможирова:
— Я тоже дома стала говорить фразами из своих и чужих ролей.

— Вы все такие разные, а тут ещё и две труппы объединились. Как вообще у вас произошел процесс объединения? Нет сложностей во взаимодействии друг с другом?

Светлана Витальевна:
— Вот сегодня как раз и произошёл этот процесс объединения. Вы застали этот исторический момент! Я думаю, в человеческом плане это объединение произойдёт легко. У нас все люди замечательные. Конфликтные и неуживчивые уходят сразу. Вот иногда приходит человек, и ты ему веришь как себе, никогда не ожидаешь подлости и подставы. А это происходит иногда. Те, кто сейчас здесь, они — люди, проверенные временем. Да и Партизанская труппа — тоже все очень хорошие. И я имею в виду не талант актерский, а человечность. Я всегда говорю своим артистам: «Актера мы из вас сделаем, а вот человека сделать невозможно». Театр — это как лакмусовая бумажка. Он фильтрует, просвечивает каждого, проверяет на прочность.

— Галина (обращаюсь к Галине Сморкаловой), а вам как новый коллектив?

— Отлично, как будто я их всю жизнь знала. Уже всё про себя рассказала и мне всё про себя рассказали.

— А если говорить в целом о театре, как вы думаете, за что вы его любите, что он вам дает?

Светлана Витальевна:
— В первую очередь это духовный рост. То есть мы приглашаем в театр тех людей, кто хочет духовно обогащаться и расти.

Любовь Король:
— А как театр память развивает! Это лучшая профилактика Альцгеймера. Ну и нахождение единомышленников здесь тоже происходит.

Наталья Доможирова:
— Мне кажется, театр учит наблюдать за жизнью. В этом и есть секрет театра: сколько бы не ходил на спектакль, каждый раз будешь открывать что-то новое. Ведь ты же меняешься, меняется твоё восприятие событий, уже глубже понимаешь, открываешь какие-то моменты, скрытые режиссером.

Светлана Витальевна:
— Это называется первый–второй–третий—четвертый план. Всё время что-то открывается. Вначале ты схватываешь фабулу, общую картину, потом ты начинаешь всматриваться в героев. Здесь нет дна. Можно искать смыслы до бесконечности.

Галина Сморкалова:
— Я смотрю «Старомодную комедию» уже два раза и два раза плачу. Каждый раз переживаю все заново.

Наталья Доможирова:
— Театр ещё учит не осуждать. Вот осуждаем воров только пойманных. А ведь в каждом человеке есть такой грех. И как раз роли помогают прочувствовать жизнь другого человека, примерить на себя его роль и перестать осуждать. И театр тем самым учит понимать жизнь, учит наблюдать.
Сначала было очень тяжело этим заниматься, а потом научилась. Ведь вдруг придёт время, и нужно будет сыграть эту роль. И надо отдать должное, что у нас есть такой проводник, как наш режиссер. И ещё сейчас у многих идёт инфляция радости. Жизненные блага достаются подчас сразу, без тяжелого труда. И человек перестает их ценить и радоваться им. А театр учит ставить долгие цели. Учит идти к ним с помощью длительного и упорного труда, и это дает такую невероятную радость, когда цель наконец-то достигнута!

Лариса Писаренко:
— Сейчас в человеческом обществе опять идёт возвращение к природе, и каждый человек должен жить в многомерии. То есть должен своим пониманием видеть картину мира со всех сторон, не привязываться к какой-то одной роли, должен быть вне ролей. Вот как раз это и даёт театр, если внимательно наблюдать и охватывать всю разворачивающуюся фабулу спектакля.

— А ваши роли влияют на вас в жизни? Что вы думаете о своих сыгранных ролях? Есть, что нравится, а что ваша душа не принимает?

Маргарита Мазур:
— Любая роль важная. Даже совсем небольшая. Вот моя роль в «Старомодной комедии» — дама с боа — казалось бы, роль без слов и один проход, а как зацепила зрителей!

Наталья Доможирова:
— Вот я, например, играю роль Музы в «Ежегодном послании Президенту страны». Она как бы отрицательная с точки зрения обывателя, но в ней есть большая глубина. Всё чистое и природное в этой девочке опыляется наигранным, навязанным её окружением, и получается очень неестественно, карикатурно, и зритель это чувствует и воспринимает со смехом.

Елена Белякова:
— Мне Светлана Витальевна сказала, что у меня в игре перчика не хватает. Домой пришла после репетиции и думаю, как бы мне перчика добавить? Почему у меня не получается? Стала с дочерью репетировать. И тут дома в расслабленной обстановке мне и удалось перчика добавить. Чувствую, в раж вошла. Хорошо так стало, а тут муж пришёл домой. А меня всё несет, я вся в образе. Муж на меня смотрит и говорит: «Что-то я тебя не узнаю!». А я ему говорю: «Так это роль моя мне начинает нравиться. Я прям такая заводная! И тут я поняла, что мне и в жизни перчика не хватает!

Светлана Витальевна:
— Да, сцена творит с человеком чудеса. Иногда актриса у меня играет на сцене 18-летнюю девчонку, а ей уже 47 лет. И зритель верит.

— Что вы можете рассказать о тех спектаклях, которые вы сейчас показываете?

— В прошлую субботу, 6 апреля, во Владимиро-Александровском мы показали спектакль «Ежегодное послание Президенту страны». Это спектакль про жизнь потерянных людей. Когда в 90-е годы изменилась социально-экономическая формация общества, людям, которые выросли в советское время, было очень тяжело. Уходили в «челноки» инженеры, учителя, врачи. В 1987 году я закончила идеологичекий факультет и тут же осталась без профессии: и учебники полностью переписали, и опорочили прошлых героев. Ну, а главная тема этой трагикомедии — простые человеческие ценности, которые в любую эпоху остаются неизменными.
В «Старомодной комедии», который зритель может посмотреть в микрорайоне Лозовый 20 апреля, раскрыта тема зрелой любви по очень популярной в своё время одноименной пьесе Алексея Арбузова. Спектакль погружает нас в безмятежное время 60-х годов прошлого века, в отношения двух душ, каждая из которых пережила в своей жизни немало трагедий. Но они к своему удивлению не растратили то прекрасное чувство, в котором им трудно признаться не только друг другу, но и самим себе.

— Расскажите немного о новых спектаклях, которые вы ещё готовите?

Светлана Витальевна:
— Очень надеемся, что у нас получится провести две премьеры в мае. Пьеса «Окно» — это история любви трагичной, отвергнутой, потерянной. Обстоятельства, в которых оказывается героиня — молодая девушка, толкают её на отчаянный шаг. Но, к счастью, рядом с ней оказались настоящие люди, которые вовремя пришли на помощь. Эти люди, пережив свою личную трагедию, оказавшись на дне жизни, отрицаемые и порицаемые обществом, без лишних слов подставили своё плечо.
Пьеса «Горько!» — это тоже история любви, в которой есть и доля дегтя — это предательство. Но всё закончится хорошо!

— И в заключение, чтобы вы могли пожелать своим актерам и зрителям?

— Во-первых, наше общество сейчас сильно разобщено, а совместное творчество очень объединяет. Это касается не только театра, но и любой творческой работы. Очень люблю, когда люди заражены духом коллективизма. Наша российская сущность состоит из общины. У нас всегда было общинное коллективное хозяйство. И когда мы вместе, то мы расцветаем, как цветы в поле. А когда мы по отдельности, мы становимся оранжерейными, безжизненными. Поэтому нам надо объединяться.
Во-вторых, люди, которые к нам приходят на спектакль, приходят со своими бедами и проблемами, прибитые жизнью. И мне хочется, чтобы они после нашего спектакля выходили с крыльями за спиной, чтобы у них лампочка в конце тоннеля зажглась.
И в третьих, я хочу, чтобы наши женщины-актрисы, а у нас их большинство в коллективе, продлевали свою молодость с помощью театра, чтобы они красоту свою несли миру. Бог им столько красоты дал, а они её прячут.

— И с нашей стороны мы желаем коллективу дальнейших творческих успехов, всесторонней поддержки в обществе, дальнейшего развития театральной культуры в нашем городе.
И давайте помечтаем: Партизанск — город с изюминкой. Имя которой — драматический и народный театр, билеты в который раскупают за месяц до премьеры! А подарить билет на спектакль — это лучший подарок! Пусть все так и будет…

Наталья Александрова

Поделитесь

Последние новости

Популярные категории