Среда, 8 мая, 2024

Игорь Андреев о вертикали российской власти

-

…Он строил, строил и, наконец-то, построил. Кто Он? Кремль. А что построил-то? Ну как что – «абсолютную», «железобетонную» и «вечную на все времена» ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ. Как бы то ни было, но 21 декабря 2021 г. был ввинчен последний, духоскрепный шуруп в конструкцию или, если угодно, — скелет тела власти в РФ. Дело в том, что в этот день принят закон № 414 ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».

Публичная власть — это власть государства над обществом. Публичной она называется потому, что противопоставляется другим разновидностям власти: корпоративной власти (власть директора в компании), частной власти (власть отца или матери в семье) и другим.
По сути, новый закон не вводит никаких новых правил и норм, а лишь фиксирует уже сложившуюся практику, создавая условия для её дальнейшего углубления в нужном для власти направлении.
Итак:

  • Отныне «органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти». В начале нулевых годов понятие «вертикаль власти» было лишь пропагандистским мемом; на втором сроке правления В. Путина — стало сложившейся практикой и вот теперь понятие «вертикаль власти» обрело свою плоть и кровь в виде отдельного закона.
    И надо же, прямо на следующий день, то есть 22 декабря 14 бравых депутатов Думы Партизанского городского округа в едином порыве, щелкнув каблуками на ать-два, стали во фрунт: по чьей-то загадочной, нижайше-настойчивой «просьбе» лишили полномочий председателя и аудитора Контрольно-счётной палаты ПГО.
    Такое трогательное единодушие «декоративно-прикладных» представителей народа просто умиляет, причём до глубины души…
  • В законе вводится закамуфлированный для невооруженного глаза принцип Самодержавия (абсолютной монархии): «согласованное функционирование и взаимодействие [единой системы публичной власти] обеспечивает Президент Российской Федерации».

Чем же абсолютная монархия отличается от конституционной? В обоих случаях всё происходит как бы по закону. Однако, ключевое различие заключается в том, что абсолютный монарх выше любого закона, поскольку законом является сама воля самодержца, выраженная в указе, приказе или устном пожелании. В конституционной же монархии полномочия властителя регламентируются законом, который он не в силах изменить и вынужден ему подчиняться. В данном случае выдерживается принцип верховенства права, а не хотелок и желаний отдельного взятой личности, наделенной властью.
Если кому-то не нравятся ныне архаичные слова «монархия» и «самодержавие», то можно провести более понятные аналогии. В гитлеровской Германии был провозглашен так называемый «принцип фюрерства» (Fuehrerprinzip), определяющий волю вождя, как высший императив или закон: сначала в НСДАП (с 1921 г.), а потом и в государственной политике (с 1934 г.). При этом действовавшая Конституция формально не упразднялась, её действие лишь «временно приостанавливалось» согласно конституционному же закону. В Италии аналогичное положение, наделявшее дуче (от лат. «лидер», «вождь») правом принимать решения, руководствуясь лишь собственной волей и «интересами народа», было установлено в 1922 г.
К слову, вождизм не был к тому времени чем-то новым, но если традиционная монархическая власть аппелировала к своей божественной природе, то есть государь являлся как бы проводником воли Всевышнего на земле, а данная установка нуждалось в легитимации церковью, то диктаторы-популисты уже вольны были руководствоваться своей собственной волей, которая не нуждалась в отдельном обосновании.

Но вернёмся к нашему закону:

  • Губернаторы теперь официально становятся лицами, абсолютно зависимыми от благосклонности Президента. Раньше глав субъектов РФ он мог отрешить от должности по причине утраты доверия лишь в оговоренных законом случаях. К таковым, например, относились факты коррупции или наличие счетов в зарубежных банках. Теперь же президентское право прекращать губернаторские полномочия провозглашено, но никак не регламентировано, то есть достаточно просто на то воли главного правителя. Более того, закон ставит формально «избираемых» населением глав регионов в прямое подчинение верховному вождю. Последний может выносить предупреждения, если губернатор в течение двух месяцев не исправил решение, признанное судом незаконным; приостанавливать нормативно-правовые акты как губернаторов, так и других региональных чиновников; объявлять выговоры «за ненадлежащую работу».
    Понятно, что лично он не в состоянии контролировать 85 региональных правительств. Это будут делать анонимные клерки президентской администрации.
    В сущности, закон перестает хоть как-то и что-либо регулировать в РФ даже формально, так как власть становится дискреционной, то есть на всех уровнях опирается исключительно на волю лица, принимающего решение. Решение же он принимает, исходя из собственных интересов и аппаратного веса.

Здесь можно рассмотреть следующую ситуацию: губернатор принимает решение, например, о назначении своего заместителя. Это его дискреционное право. Однако, оно может не понравиться Самодержцу и он признает таковое решение «неэффективным». А критерии эффективности кадровых решений, как известно, законодательно регламентировать невозможно. Что может сделать «всенародно избранный» глава субъекта РФ в такой ситуации? Формально у него остается шанс обжаловать пожелание президента в суде.
Но ведь судьи назначаются именным указом Президента и находятся в абсолютной зависимости от него, поскольку тот, кто их полномочиями наделил — тот их и отзовёт. Так что вероятность отменить в правовых рамках любое, даже самое неразумное повеление «царя-батюшки» — становится невозможной. Если же каким-то чудом Верховный Суд (судьи которого исполняют свои полномочия пожизненно. — прим. автора) всё же сделает это, то вступают в действие поправки в Конституцию, согласно которым Президент может объявить импичмент любому судье, включая членов Верховного и Конституционного судов.

Таким образом, какие бы решения не принимали суды, Верховный правитель избавлен от обязанности их соблюдать. Кроме того, он также может накладывать вето и на законы, и на решения судов, и на волеизъявление избирателей. Он может разогнать Госдуму, отправить в отставку правительство, снять с поста любого губернатора и мэра. Ведь законодательно закрепленный принцип «Fuehrerprinzip» не в силах отменить никто — даже в теории. К примеру, гипотетически представим, что на парламентских «выборах» победит «оппозиция» и депутаты примут закон об ограничении абсолютно безграничных полномочий Самодержца. Но закон не может вступить в силу, если его не подпишет сам «царь», поскольку никаких законных механизмов заставить его это сделать нет.
Круг замкнулся…

Пойдем дальше:

  • Принцип верховенства воли Президента распространяется и на региональные заксобрания. Ведь сами напросились! Как известно, не так давно парламент Татарстана отказался исполнять норму федерального законодательства, запрещавшую титуловать региональных руководителей президентами. Дескать, как хотим — так и называем и не лезьте в местные дела и обычаи, то есть в наши региональные полномочия (наследие относительной ельцинской вольницы). Теперь усё: Кремль насытился «по горло» региональным «анархизмом». Отныне «царь-батюшка» официально имеет право прекратить деятельность, то есть попросту разогнать любой региональный законодательный орган.
    Поскольку уследить за законотворческой деятельностью десятков региональных заксобраний Кремлю весьма затруднительно, то новоиспеченный закон официально назначает «смотрящими» за деятельностью депутатов прокуроров (наконец-то вернулось реальное Око Государево) субъектов, которые получили как права законодательной инициативы, так и полномочия предписывать изменить «неправильные» законы.
    Если раньше депутаты, по крайней мере формально, но были народными избранниками и в их обязанности входило представлять интересы населения, то нынче они официально вписаны в единую вертикаль власти.
    Отныне проводить встречи с избирателями они уже не могут. Вернее, могут, если начальство в лице прокурора, губернатора, президента соблаговолит. Проводить встречи с избирателями теперь можно только по разрешению и регламенту, установленному региональной исполнительной властью строго в помещениях, выделенных для этого. Проводить встречи и собрания во дворах домов и на площадях у памятников — нельзя. Хватит уже играть в бирюльки и баламутить народ! Времена нынче мутные: кругом, сплошь и рядом, внутренние и внешние враги обложили Русь-матушку, не давая ей стабильно «развиваться»…
  • Региональных министров отныне тоже будет назначать Кремль, то есть Самодержец. Точнее, Государев двор в виде Администрации президента именем Самого. Пока речь идёт лишь о ключевых чиновниках: министров финансов, здравоохранения, образования, ЖКХ. Ведь это те сферы, где, что там греха таить, — «осваивается» чиновниками в свою пользу немалая часть бюджетов, а финансовую дисциплину в государстве надобно непременно укреплять, собирая средства в единый кулак, а не размазывать денюжку тонким слоем по бюрократическим инстанциям.
    И здесь всё логично: если губернаторы (кстати, по новому закону они теперь все будут именоваться главами такого-то субъекта) назначаются из Москвы, то с какой стати им давать свободу в кадровых решениях? Последнее слово всегда будет за Кремлем. Для населения вообще всё равно, кто кого назначает, но для региональных элит этот вопрос имеет колоссальное значение.

По оценкам специалистов, в 80% случаев местный бизнес завязан на освоение бюджетных денег, а допуск на рынок регулируется чиновниками. Например, в сфере строительства получить землю под проект и согласовать его можно только имея хорошие отношения с администрацией. Потому-то крупные строительные компании кровно заинтересованы в том, чтобы посадить на пост министра ЖКХ и строительства «своего человечка». За взятку, разумеется, но в данном случае взятка — это инвестиция, которая окупится сторицей. А теперь занос делать придется туда, куда у регионалов тропинка не протоптана. Зато федеральные монополисты теперь имеют возможность подминать под себя интересующие их региональные рынки, удушая местных игроков. У них входы-выходы в нужные места уже имеются.

  • Сроки глав субъектов обнуляются, что тоже логично, так как для должности главы РФ они также обнулились. На первый взгляд кажется, что нововведение в интересах региональных элит, но это не так. Губернаторы в абсолютном большинстве регионов есть «варяги», поставленные сверху и не имеющие связей с местной знатью. Они и раньше были заточены в первую очередь на удовлетворение интересов Центра, а теперь, будучи официально встроенными в вертикаль и зависимыми от Кремля в финансовых и кадровых вопросах, тем более укрепляются в амплуа «верных солдат Государя». И ежели солдат верный, исполнительный и не слишком умный, то зачем его менять по истечении 10 лет?

И что у нас в сухом остатке? Новый закон, закрепляющий результаты 20-летней работы по выстраиванию самодержавия, без всяких сомнений является эпохальным и судьбоносным для государства под названием РФ. Вертикализация власти, круговая порука, выстраивание системы тотальной взаимной подчиненности и подотчетности, а также полный демонтаж обратной связи с населением — это явный маркер упрощения и закостевания системы государственного управления. Как показывает история, ни к чему хорошему сие положение не приводит. Вопрос состоит в том, как долго протянет подобная система.

Советский Союз распался именно потому, что правящий класс (партноменклатура) пытался лимитировать развитие, ограничивая потребности общества. И вовсе не потому, что всё возрастающие материальные потребности невозможно было удовлетворить, а по той простой причине, что у развивающегося общества появляются не только материальные потребности (не хлебом единым жив человек).
Возникает спрос на ту самую свободу, демократию, разнообразие мнений, что абсолютно несовместимо со стремительно устаревающей управленческой системой. Власть возжелала объять необъятное: обеспечить научно-техническое и экономическое развитие страны, законсервировав мобилизационную модель управления, сформированную в 30-50-е годы.
В итоге возникло неразрешимое противоречие между стабильностью и развитием. Не может быть развития без изменения социально-политического каркаса общества, то есть без его непрерывного усложнения, преодоления своего текущего состояния. А без развития, как показывает практика, невозможно сохранять и стабильность политической системы.

Система власти может носить концентрический (самодержавный) или распределенный характер. В последнем случае не обязательно демократический, поскольку авторитарно-тоталитарные системы тоже строятся на принципах разделения полномочий и распределения ответственности.
Чем более рассредоточена власть, то есть чем большее количество независимых институтов вовлечены в неё, тем большей системной сложностью обладает социальная система. А это подразумевает высокие адаптивные возможности и как следствие – её устойчивость. Проще говоря, например, обанкротившееся правительство проигрывает на выборах оппозиции, которая исправляет ошибки предшественников. Потом, конечно, совершает свои промахи и, в итоге теряя власть, уступает место своим противникам. Вот таким «макаром» и поддерживается устойчивость социальной системы.
Однако, на данном историческом этапе жизни Руси-матушки автора, в первую очередь, беспокоит не указанный выше закон, а вопрос о том: как и на каких условиях в рамках существующей вертикали власти РФ впишется в новый мировой порядок, отстраиваемый Клаусом Швабом, его подельниками и стоящими за ними кукловодами, ведомые в своей деятельности заповедями падшего ангела — Люцифера.

Некогда обещанное гражданам РФ «демократическое развитие» России, давно свернуто в пользу формирования в нашей стране авторитарно-девиантной модели правления олигархии. И сегодня вопрос стоит так: во что превратится эта олигархия — в административно-электронную диктатуру правящей касты или же в колониальную диктатуру «смотрящих», как способ управления резервацией. Именно в борьбе этих двух векторов и заключается сегодня суть транзита верховной власти в РФ в ближайшие годы.
«Консерваторы» (так называемые силовики, то есть национально-ориентированная буржуазия) в руководстве страны, которые постоянно плачутся нам о России, которую они («элита»), но не мы (народ) потеряли в 1917 г., — проталкивают концепцию доморощенной административной диктатуры; «либералы», работающие во благо мировых финансовых спекулянтов (во главе с Чубайсом-Грефом-Набиуллиной-Кудриным-Медведевым) — подвигают Россию к колониальной диктатуре.

Но есть ещё и «третий путь» в виде компромисса между двумя типами диктатур — это превращение РФ в управляемую извне «конституционную монархию», когда под прикрытием риторики о восстановлении в России «великой империи» и примирении «либералов» и «консерваторов» нашу страну превратят в банальный бантустан. Помните недавнее бракосочетание «царевича» Гоши Гогенцоллерна в Исаакиевском соборе под сабельками роты почётного караула Министерства обороны? Неужели за эту услугу отвалили копеечку командиру роты?
Полноте, без санкции высшего руководства здесь не обошлось.

Так что борьба в верхах за место под солнцем не прекращается ни на минуту.
А как пойдет дальше история — будем посмотреть…

Игорь Андреев,
г. Партизанск

Поделитесь

Последние новости

Популярные категории