Понедельник, 22 апреля, 2024

Маэстро — музыку!

-

Счастливый случай – поговорить о жизни с человеком творческим. Разговор, как правило, всегда получается очень занимательный: местами философский, местами анекдотичный. Но всегда поучительный. Выйти из диалога с пустой головой практически невозможно – что-нибудь, да ранее не слышанное, подчерпнёшь. Иногда пол дня потом бродишь и обдумываешь интересную фразу или целый абзац. В тяжелых случаях даже обещаешь себе начать жить по только что услышанным канонам. Но это так, если очень разговор задел. По воле приятного случая как раз такой разговор состоялся с замечательным музыкантом, преподавателем Детской школы искусств г. Партизанска Максимом Жигалкиным.

— Максим Васильевич, в городе о Вас отзываются как о прекрасном педагоге, мастере своего дела. Откуда эта любовь к музыке? Семейные традиции?

— Да, в какой-то степени. Мой отец, Василий Андреевич, играл на гармошке, освоил гитару. Ещё раньше дедушка занимался настройкой гармошек в нашем городе, тогда это было актуально. Мама, несмотря на то, что работала бухгалтером и, на первый взгляд, не особо тяготела к музыке, тем не менее, настояла на том, чтобы я начал заниматься музыкой серьезно. Когда мне исполнилось 10 лет, начались первые уроки игры на гитаре. Позже она отправила меня учиться в Центр детского творчества к Геннадию Борисовичу Рыбкину. Знакомясь с классическими произведениями, я, как и многие подростки, тяготел к року – мне хотелось постичь все тонкости этого популярного направления. И всё-таки я был ответственным учеником, уроки приносили мне удовольствие. Тогда, наверное, и проявились мои серьёзные намерения. Стало понятно, что музыка — то, чем я хочу заниматься всю жизнь. Так и получилось.

— Сколько потребовалось времени, чтобы из ученика превратиться в преподавателя?

— Честно говоря, я не думал о преподавании. По крайней мере, не сразу. По окончании средней школы я поступил во Владивостокский колледж Искусств по направлению «Артист эстрадного отделения». Уже на втором курсе я параллельно поступил в Хабаровский институт культуры, учился на кафедре эстрады и джаза. Там, кстати, впервые взял в руки саксофон. Занимательный инструмент, без сомнения. В целом за весь процесс обучения я освоил флейту, гармошку, укулеле, барабаны и, конечно, электро- и бас-гитару. Вот с таким багажом я и пришёл в преподавательскую деятельность. Постепенно за 20 лет работы к навыкам игры добавились и много других полезных навыков: умение найти подход к ученикам, избежать профессионального выгорания, вдохновить ребят на творческие подвиги и, признаться, найти вдохновение в них самих. Столько потребовалось времени, и, наверное, столько же потребуется ещё, ведь каждый новый ученик – новая ступень для собственного развития. Даже для педагога.

— Вы сказали про подход к ученикам. В чём изюминка Вашего подхода?

— Прежде всего, я стал сам писать произведения под запросы учеников. В процессе работы я часто сталкивался с тем, что некоторые упражнения на отработку приёмов лишены художественной составляющей. От этого ребёнку становится сначала тяжело, а потом неинтересно часами отрабатывать «механику» этого приёма. К примеру, если мы разбираем баре на гитаре, которое требует немало времени, то я стал писать художественные этюды на отработку этого приёма. Я заметил, что «эксклюзивные» произведения вызывают интерес у моих учеников, а мне, соответственно, проще мотивировать их на постоянные занятия. Согласитесь, когда красиво звучит, то и играть приятнее.

— Собственные произведения – это круто. А как насчёт психологического подхода к учащимся? Тоже есть свои наработки?

— Безусловно есть. У меня, как, пожалуй, и у каждого преподавателя, существует своя методика работы с учениками.
Прежде всего, я не приветствую давления на ребёнка. Я полагаю, нет смысла «давить» авторитетом, влиять на посещаемость занятий через родителей. В долгосрочной перспективе такие методы приведут лишь к потере интереса у самого ученика или, ещё хуже, агрессивному отказу от любых занятий музыки.

— Как же быть?

— Самое главное – сохранить истинную мотивацию у ребёнка. Нужно, чтобы он сам хотел идти на занятия, открывать ноты, оттачивать приёмы игры. Сделать это возможным мне позволяет открытый дружественный диалог со своими учениками. Бывали случаи, когда только с помощью разговора «по душам» получалось избежать выгорания. У меня была ученица, которую родители практически заставляли ходить на занятия, игнорировали её просьбы сделать перерыв. В итоге у неё случился некий эмоциональный кризис, она не хотела делать ничего, что связано с гитарой. Когда я это увидел и понял, то просто решил поговорить с ней, как с близким другом, чтобы она почувствовала – её проблема существует, и я её понимаю. В процессе диалога мы просто решили подготовить лишь те произведения, которые необходимы для экзамена, без факультативов и дополнительных разучиваний. Она согласилась и в последствии освоила весь курс игры на гитаре, окончив музыкальную школу. Спустя время, она обратилась ко мне со словами благодарности, что для меня очень много значит. Я понял, что многое делаю правильно.

— А как вести себя родителям, если их ребёнок сталкивается с желанием пропустить занятия или вообще отказывается заниматься музыкой?

— Постараться его понять. Не стоит быть через чур строгим и консервативным. Нужно постараться стать для своего ребёнка мудрым советчиком и близким другом. Почаще вставать на его сторону. Кто, как не сам родитель, лучше понимает своё чадо.
Прислушайтесь к тому, о чём он Вас просит. Возможно, ему нужно, чтобы Вы были рядом, когда он занимается. А может, лучше оставить в покое. Главное, чего точно не нужно делать – выставлять ультиматумы, угрожать отобрать телефон, например. Ничего, кроме протеста Вы не увидите. Лучше вдохновите своим примером, или попросите ребёнка выучить какую-то интересную композицию. Интересную для него.

— А если ученику нравятся Цой или, например, КиШ? Вы можете разучить с ним произведения этих музыкантов?

— Да, для этого у нас есть факультативные занятия. После основных уроков мы немного отходим от классики и стараемся рассмотреть что-то новенькое для ребят, что-то эстрадное. На факультативах, кстати, мы изучаем и бас-гитару, и электро, и даже барабаны. Как правило, ученики с удовольствием осваивают эти инструменты. Они чувствуют себя более круто, что ли. Если можно так сказать (улыбается). В принципе, как и я в их возрасте.

— Когда родителям нужно понять, что их ребёнку пора приобрести свой инструмент? Сразу, как только начали ходить в музыкальную школу?

— Приобрести инструмент, будь то гитара или фортепиано, нужно сразу сначала занятий. При чём инструмент должен быть качественный. Хороший инструмент – один из важных условий успешных занятий, поверьте мне. Вы сделаете лучше прежде всего ребёнку. В случае с гитарой, при правильном выборе инструмента Вы избавите ребёнка от страданий с больными пальцами и мозолями. А ещё качественная гитара и звучит лучше. С этим не поспоришь.
Но вот если говорить о прогнозах – дойдёт ли ученик до окончания школы или нет – то для этого у нас есть подготовительный класс, куда приходят будущие ученики в возрасте 8-9 лет.
Там мы присматриваемся к ребёнку, а он к нам, педагогам. По окончании этого класса педагог может говорить либо о продолжении занятий, либо об их прекращении.

— А как родители могут увидеть результаты постоянных занятий?

— Во-первых, как родитель, Вы можете просто понаблюдать за тем, как занимается Ваш ребёнок дома. Если он делает это постоянно, я думаю, Вы станете свидетелем звучания мелодичных композиций у себя же дома. Во-вторых, каждый месяц мы проводим своеобразный класс-концерт для родителей. На нём родители и близкие родственники могут послушать, чему научились их дети за этот период. Примечательно, что в мини-концерте принимают участие все ученики, все 18 человек. И новички, и выпускники струнного отделения. Это здорово для самих ребят, ведь только на таких совместных встречах будущие гитаристы могут увидеть, чего можно достигнуть по окончании школы. Мне кажется, это хороший толчок для развития мотивации.

— Нужно ли прививать ребёнку любовь к классической музыке? Если да, как это сделать правильно?

— Обязательно! Постоянное прослушивание классических произведений – первопричина высокого интеллекта. Любовь к классике – показатель образованности человека, без сомнения. Слушать произведения мировых и отечественных композиторов нужно на перманентном уровне. Как ввести эту привычку – интересный вопрос. По возможности, классика должна быть слышна вокруг ребёнка как можно чаще. Вот играет он в телефон, а Вы незаметно раз, и включите ему Вивальди. Или Рахманинова. Может сначала это вызовет несколько странную реакцию, но при постоянном проделывании такого трюка ребёнок привыкнет и сам попросит Вас включить «музыку под настроение». Пусть здесь и будет место для классических произведений.

— Чуть ранее Вы упомянули об игре на саксофоне. Можно ли прийти к Вам на обучение с этим инструментом?

— Сложный вопрос. Я сам начал потихоньку осваивать этот уникальный инструмент ещё когда учился на отделении джаза. Мои однокурсники отлично им владели, я понемногу стал перебирать опыт у них. Более глубоко я проникся игрой, когда был директором Детской школы искусств. Правда со временем я понял, что для того, чтобы сделать что-то хорошо, нужно делать это отдельно друг от друга. Или заниматься музыкой, или вести административную работу. Я выбрал первое.


Но вот что касается обучения на саксофоне… Я думаю, с этим могут возникнуть некоторые трудности прежде всего у самих учеников. Во-первых, покупка инструмента очень дорогостояща. От 50 тысяч рублей. А во-вторых, я не совсем уверен в стойкости Ваших соседей, которые смогут слушать, как Вы или Ваш ребёнок тянете один звук на протяжении долгого времени. Долго и монотонно (улыбается). А в целом, если желание велико – возьмите кларнет. Принцип игры примерно аналогичный, только тише и дешевле. Если приобретёте, могу дать несколько советов.

— Несколько лет назад Вы организовали юношеский инструментальный ансамбль «Маэстро». Расскажите о нём. Почему такое название? Кто в нём играет?

— Ансамбль был организован в 2014 году. Он был создан с целью дать ученикам дополнительную возможность к самореализации. В ансамбле мы играем не только классику, но и эстрадную музыку: Франсис Гойя, Вольф Хоффман, Виктор Зинчук. Последние несколько лет у нас появилась традиция: мы проводим своеобразный тур с программой по всем школам нашего города. Учащиеся приходят на концерт и узнают среди музыкантов своих друзей, одноклассников. Некоторые хотят тоже научиться играть как их сосед по парте. Такая мотивация очень заряжает.
Что касается названия ансамбля, то оно появилось практически спонтанно. У меня в голове была картинка названия студии звукозаписи «Мелодия» с большой буквой «М» в середине эмблемы. Наш «Маэстро» тоже чем-то напоминает советский бренд, если можно так сказать.

Если говорить о составе участников ансамбля, то «Маэстро» разделён на две группы: младший и старший составы:
Тимонина Мариса, Чен Михаил, Маслова Варвара, Харабрина Виктория, Дегтярь Иван – это первая группа. Романенко Александра, Пухов Дмитрий, Огай Давид, Тарасов Иван, Шестаков Матвей – вторая.
От себя хотел бы отметить, что ребята очень способные, мне есть кем гордиться.
К слову, пользуясь случаем, хотел бы пригласить всех желающих на отчётный концерт класса гитары «Маэстро», который состоится 17 апреля в 17:30 в Детской школе искусств.
В программе:
классическая музыка, латина, русский романс, джаз, рок и многое другое. Возможно это именно то, чтобы вдохновиться игрой и с удовольствием окунуться в мир прекрасного – её величества Музыки!

Анастасия Петрашова,
Фото из личного архива
Максима Жигалкина

Поделитесь

Последние новости

Популярные категории