Пятница, 17 мая, 2024

Педагогическая развилка: бить или не бить?

-

На прошлой неделе СМИ и социальные сети России облетело видео из Приморья, на котором было видно, как учитель физкультуры одной из средних школ г. Владивостока наносит удары по лицу школьнику — двенадцатилетнему подростку. Казалось бы, в этой истории всё очевидно: хороший ученик, плохой учитель, но не всё так просто.

Выяснилось, что учитель физкультуры оказался в классе по просьбе своей коллеги, которая попросила его рассказать ученикам о правилах поведения в школе и на уроках. В ходе лекции возник конфликт с одним из учеников, который послал учителя физкультуры куда подальше и покрыл его нецензурной бранью. Физрук не сдержался и начал по-мужски, прямо скажем, не педагогически, воспитывать юного наглеца.
Сам педагог глубоко раскаивается в содеянном, говорит, что погорячился, был неправ. Полиция провела свою проверку и материалы передала в Следственный Комитет для принятия процессуального решения. Вероятно, учитель физкультуры отстранён от работы и вскоре покинет стены школы и, казалось бы, закон восторжествует. Однако у этой истории есть и обратная сторона, так сказать, изнанка. Как быть с подростковым насилием в отношении педагогов?

Автор этой статьи, будучи не педагогом по основному образования, в 90-х годах несколько лет работал в системе образования, в том числе и преподавал уроки физической культуры. Супруга — педагог по образованию, в семье много друзей и знакомых из педагогической среды, так что многие годы находимся, что называется, в теме.

Конфликты между школьниками и педагогами были всегда, в том числе и во времена СССР. Думаю, многие могут припомнить отдельные возмутительные выходки своих одноклассников или учащихся других классов, которые будоражили всю школу. И это не мудрено: школы и классы по наполняемости были большие, дети разные, в том числе и не из благополучных семей, где речь ведётся только на словах ненормативной лексики. Поэтому дети из таких семей иногда могли позволить себе подобный лексикон и с педагогами. Но случаев рукоприкладства со стороны учителей было исключительно мало, хотя мы, школьники, между собой говорили, что того или иного нашего сверстника за ту или иную выходку против школы или учителей «пришибить мало».
Помню, как однажды моя одноклассница, иногда не совсем адекватная в поведении, на оценку проводили сборку – разборку автомата Калашникова на уроке НВП (начальная военная подготовка) и не вложилась в норматив времени. Наш строгий учитель, полковник в отставке Виктор Иванович Курочкин сделал ей замечание, так она тут же с разворота влепила ему смачный пинок по заднице!

Класс в ужасе обомлел, а девушка выбежала из класса. Мы думали, что её, комсомолку, за такой поступок точно расстреляют. Не расстреляли, но на комсомольском собрании оттянули на полную катушку.
Были и другие выходки от учеников, но в целом можно сказать, что это были исключительные случаи. Не совсем развитые дети, отстающие от своего развития, были везде, но их было не много. Общая идеология, патриотическое воспитание, пионерия, комсомол и прочее позволяли буйную подростковую энергию сдерживать в определённых границах. А затем, при уничтожении СССР в системе образования наступил коренной перелом. Вскоре вся страна «слетела с катушек» и до сих пор она не вернулась в стабильное состояние.
Полоса перемен, начавшись в конце 80-х годов, так и продолжается в России до сих пор. Высшее руководство страны отказалось от любой идеологии, её нет до сих пор, и педагоги оказались весьма в сложном состоянии – на каких скрепах воспитывать детей? Как ни крути, а школа – это не только образовательная услуга, а и воспитание, где воспитывает всё: парты, портреты учёных на стенах в классе, внешний вид и речь педагога, сверстники, спортзал и многое другое.

Любые изменения, происходящие в системе образования, касаются не только наполнения школьных программ или системы проверки знаний у детей, а, прежде всего, отношений ученик – учитель.
Рыночные отношения, неравномерность доходов родителей, низкие зарплаты учителей, правовой нигилизм в обществе породили массу проблем межличностного характера в школьной среде. Подросток может запросто хамить учителю в классе, потому что доходы его семьи существенно превышают доход учителя и подросток чувствует своё материальное превосходство. Один только дорогой сотовый телефон, подаренный любимому чаду его богатыми родителями, может кратно превышать заработную плату учителя. А что говорить про отношения в классе между детьми, когда нападкам, преследованиям, моральным и физическим издевательствам подвергаются сверстники, родители которых имеют низкие доходы. Эти и другие проблемы в системе образования есть отражение всего российского общества, но в пределах одного класса они сконцентрированы до максимума.

Многие опрошенные мною педагоги однозначно отметили возросшую жестокость современных детей. Подростки и ранее отличались жестокостью: травля сверстников, обидные прозвища, мелкие придирки, побои, унижения – многие читатели, вероятно, прошли через это. С точки зрения возрастной психологии всё это понятно: до 14 лет происходит формирование эмоциональной сферы, характера, а вот развитие ума ещё отстаёт. Лишь только к старшим классам, в 15-16 лет, можно говорить о проблесках логики, социального взросления, развития ментальной сферы, пик которой приходится на 21 год, то есть уже за пределами школы.

Каждый педагог ищет свои эффективные приёмы, чтобы сдержать тот или иной класс в неком подобии дисциплины. Несомненно, у интересного учителя, который интересен не только как учитель — предметник, а как Человек, весь класс сидит, открыв рот, и для детей каждый урок у подобного Педагога – счастье. Главный секрет таких Педагогов заключается не только в отличном знании своего предмета и способности транслировать уроки детям, а в любви к ним. Подростки очень тонко чувствуют любую фальшь по отношении к себе, все тональности настроения учителя, все его чувства. Искрится, светится педагог – и весь класс попадает под влияние его таланта и энергии. Но таких Педагогов мало, поэтому подростки у других учителей, серых, скучных, хмурых, с кучей собственных комплексов и проблем, на уроках порой ведут себе вовсе не по школьным правилам поведения. А уж если учитель не в авторитете у детей, то держись: будет и оскорбительная кличка, и кнопки на стуле, и хамство, а то и тумаки из толпы. И такое бывает.

Одна знакомая педагог рассказывала, что когда она после пединститута пришла работать в школу, то ей было очень страшно. И она для защиты своего ещё отсутствующего авторитета выбрала метод агрессии: постоянно повышала голос, старалась выглядеть большой и страшной, часто кричала на детей. Со временем успокоилась, поняла глупость подобного поведения и стала такой, какая есть: спокойной, мягкой и женственной. Изменилась и реакция учеников от полного неприятия до любви к этому педагогу.
Другая молодая женщина – педагог, которую пыталась унизить группа недорослей с задних парт, была вынуждена всего один раз применить грубую физическую силу. Она рывком вытряхнула из-за парты лидера группы классных хулиганов, крепко взяла его за шиворот и, подняв над полом, хорошенько встряхнула. Учительница была физически сильная, спортсменка, и ей не составило особого труда оторвать от пола подростка. Результат был потрясающим – компания с тех пор стихла и как-то очень уважительно смотрела на этого педагога. Впрочем, все мальчишки школы зауважали эту «историню» и не позволяли себе на её уроках нарушать дисциплину и порядок.

Как реагировать на хамскую выходку ученика? В Приморье после инцидента в средней школе г. Владивостока, в социальных сетях вспыхнули жаркие споры. Одни стояли на стороне прав ребёнка, какой бы он ни был, тем более, что закон запрещает любое рукоприкладство. Другие полагали, что отдельные дети вообще не в состоянии понять никаких правил поведения и только битие может определить уровень их сознания.

Так бить или не бить охамевшего подростка? На мой взгляд, физическое насилие со стороны педагогов показывает их моральную слабость и неспособность найти нужный педагогический приём. Моральное воздействие при правильном применении может иметь гораздо более сильный эффект.
Чаще всего в школе учителя применяют педагогические методы воздействия. К ним относятся убеждение, внушение, доказательство и наказание. К наказанию может относиться и вызов родителей в школу, и на педсовет, и обращение в полицию, и постановка на внутри школьный учёт и так далее.
Способов приструнить любого ученика множество и их применение зависит лишь от креативности педагога, его опыта и желания.

Заслуженный учитель РФ, депутат Законодательного Собрания Приморья Татьяна Косьяненко так прокомментировала ситуацию:
«Уверена, что какой бы ни была причина, учитель не имеет права унижать ребёнка, а тем более поднимать на него руку. В каждой школе должны быть комиссии по урегулированию конфликтов, в состав которых входят представители всех участников образовательных отношений.
Со своей стороны школа обязана провести служебное расследование и привлечь педагога к дисциплинарной ответственности, при наличии оснований — уволить, как говорится, по статье».
Причём, по мнению Татьяны Косьяненко «отработать ситуацию» необходимо со всем классом. Но нельзя забывать и о ситуациях с точностью «до наоборот».
«Мы также знаем много случаев издевательств школьников над учителями. Проблема серьёзная. Не случайно в осенней сессии Госдумы в повестке — рассмотрение законопроекта о статусе педагога. Он поможет создать благоприятные условия для работы учителей и соблюдения дисциплины обучающимися», — приводит слова заслуженного учителя РФ ИА ПримаМедиа.

Владимир Хмелев

Поделитесь

Последние новости

Популярные категории

Предыдущая статья
Следующая статья