Воскресенье, 28 апреля, 2024

Слово «школа» в Партизанске скоро забудем?

-

В редакцию газеты «Время перемен» на условиях анонимности обратилась группа педагогов города. На встрече они отметили, что говорят, в том числе и от имени некоторых директоров средних школ городского округа. Анонимность, по словам педагогов, связана с тем, что за откровенность в городской системе образования можно легко и работу потерять, так как в управлении этой сферой стоят люди, интересы которых лежит далеко вне сферы образования и они на всё способны. Так что же так побудило педагогов города, эту наиболее консервативную часть общества, опору партии власти, обратиться за помощью в СМИ? Оказывается, они выступают категорически против создания так называемых образовательных центров в той форме, как это сегодня проводится местной властью.

Как известно, в городе Партизанске есть первый образовательный центр под названием «Антарес» — МБОУ ОЦ «АНТАРЕС» ПГО. Он объединил под одной юридической крышей средние школы №№ 2 и 5, два детских сада (в микрорайоне «ХФЗ» и «ЦОФ»), а также бывший знаменитый ЦДТ – Центр детского творчества. Примечательно, что столь эпохальное для города событие проводилось тихо, даже очень тихо. И когда автор статьи обращался к руководству средней школы № 2 дать комментарии для читателей и родителей, то слышал в ответ, что «пока рано говорить об этом, давайте дождёмся официального объединения». Дождались, но информации о том, кому на пользу пошла ликвидация двух школ, двух детских садов и ЦДТ, объединение их в одно учреждение –так и не было, хотя вопросов оставалось очень много.
Насколько понимаю, основным мотивом новой оптимизации системы образования было желание «реформаторов» из администрации ПГО совершить экономию бюджетных средств. Эта причина – «классика» последних десятилетий, когда под предлогом оптимизации чиновники просто закрывали различные муниципальные учреждения, не приносящие, по их мнению, никакого дохода, а лишь убытки. Под такую оптимизацию, как правило, попадают учреждения образования, культуры и спорта. Хотя если идею банального сокращения, как простейшего способа экономии бюджетных средств, завернуть в красивую «обёртку» создания чего-то нового и оригинального, то на уровне глубокой провинции такой способ может и пройти без сопротивления со стороны общественности и педагогов.
Давайте посмотрим, что такое «образовательные центры» в современной России.

От государства к частнику

Ещё до появления частных образовательных учреждений в СССР уже задумывались о реализации единой системы образования по принципу ступеней: детский сад – школа – училище – техникум – институт. В 1988 году педагог Евгений Сковин предложил школу нового типа под названием «Объединение школьных модулей». Со сменой социализма на капитализм в России ускорился процесс появления образовательных центров, основанных на ЧАСТНОЙ собственности. И до сих пор, на мой взгляд, в России большинство так называемых образовательных центров являются частными. Хотя в крупных городах, таких, как Москва, активно развивается подобная форма образовательного процесса, финансируемая из городского бюджета. Для этого в новостройках – «человейниках» строят новые здания, где под одной крышей сосуществуют детский сад, школа и колледж (ПТУ). И в этом есть как территориальный, так и финансовый смысл.

Проект Сковина был успешно опробован на экспериментальных площадках и утверждён на заседании диссертационного совета Российской Академии образования в 1995 году. Это был прототип современных образовательных центров, которые во многом отличаются от традиционных государственных учреждений. Сковин Е.В. предполагал собрать в едином комплексе передовые методы преподавания общеобразовательной дошкольной и школьной программ обучения, дополнительной общеобразовательной программы, программы профориентации учащихся и внешкольной программы.
Иными словами, образовательный центр берёт на себя обязанности дошкольного учебного заведения и школы (от начальной до старшей). Обязательно соблюдается преемственность и непрерывность обучения (от 3 до 17 лет).

Один из ЧАСТНЫХ образовательных центров России так описывает свои преимущества:
«Сущность образовательных центров заключается в подготовке высокодуховного гражданина мира, который является носителем, а в последующем и хранителем культурного наследия, национальной идентичности. Не трудно заметить, что основные концепции образовательных центров не являются застывшими постулатами, утверждёнными единожды в каком-то законе. ОЦ постоянно развиваются и готовят человека к изменениям в обществе, побуждают к постоянному самообразованию, а также планомерно подводят к выбору профессиональной карьеры, в которой учащийся наверняка добьётся высоких результатов.
Это частная школа для детей с непрерывным учебным процессом, берущим своё начало в дошкольном возрасте ученика. Основные принципы центра, отработанные годами, красноречивы и показательны: лидерство, поощрение лучших, обязательный синтез науки, искусства и спорта.
Расширение кругозора, объединение опыта и открытость (под крышей образовательного центра собираются только лучшие педагоги, готовые к постоянному диалогу со своими подопечными).»
Звучит красиво, выпукло показывает динамику образовательного процесса в частном образовательном учреждении и его преимущество перед традиционным школьным образованием. А что у нас?

Кто даст ответы?

В случае с Партизанском, где образовательный центр «Антарес» является муниципальным образовательным учреждением, общественность или родители не получали подробные ответы на возникающие вопросы о проводимых «реформах». С родителями встречи, говорят, проводились, где решались организационные вопросы по доставке детей в школу, их безопасности и прочее.
Что мы увидели при объединении двух школ, двух детских садов и ГОРОДСКОГО Центра детского творчества под одно «крыло»? Кто за прошедшее время существования ОЦ «Антарес» подвёл итоги и дал ответы на, например, такие вопросы:
1. Что положительного приобрели от слияния учреждений детские сады, школы и ЦДТ?
2. Увеличилась или уменьшилась там доля платных услуг?
3. Как объединение отразилось на качестве образования, питания, здоровья детей?
4. Какие изменения произошли в структуре педагогических кадров? Экономия бюджетных средств, образовавшаяся при слиянии пяти учреждений, позволила ли привлечь более высокой заработной платой в образовательный центр лучших педагогов города?
5. Повысилась или понизилась заработная плата у педагогов и обслуживающего персонала?
6. Какая динамика с учебной нагрузкой стала в «Антаресе»?
7. Какую экономию бюджетных средство получил от оптимизации городской округ?

Почему сам центр создавался в тайне от общественности, и результаты его деятельности тоже являются закрытыми? В его структуру вошёл и ЦДТ – гордость городского дополнительного образования. Теперь он не является городским, лишь часть «Антареса». И очень интересно узнать о структуре доходов и расходов бывшего ЦДТ. Может быть, за гордым созданием образовательного центра скрывалось банальное желание «реформаторов» сократить затратный ЦДТ и увеличить долю платных услуг под прикрытием другой вывески?

Гласность – вопрос интересный и он предусматривает, по крайней мере, наличие какой-то публичной площадки, где можно подобные вопросы задавать, а так же выслушивать лидеров общественного мнения, кто может вопросы задавать смело и открыто. Кто сегодня в Партизанске может публично спросить руководство администрации об успешности или неуспешности эксперимента под названием «Антарес»? Вероятно, это смогли бы сделать члены Общественной палаты городского округа, но, вот незадача, за последние пять лет два состава Общественной палаты подали в добровольную отставку. Общественники не смогли преодолеть глухую и высоченную стену, возведённую городскими чиновниками и были вынуждены самораспуститься из-за бессмысленности своих заседаний. Ни «опытный и мудрый» мэр Бондарев, ни его приезжий заместитель по внутренней политики Романов, похоже, даже и не собирались выстраивать диалог между обществом, в лице ими же созданной Общественной палаты, и властью.

Проверку эффективности и целесообразности могла бы успешно провести Контрольно-счётная палата ПГО, но как мы знаем, последние два года она была парализована незаконным увольнением председателя КСП и аудитора, а проверки эффективности и целесообразности вообще не проводились. Случайно ли?
Свои острые вопросы «реформаторам» могли бы задать депутаты местной Думы, которые ОБЯЗАНЫ смотреть за целесообразностью и эффективностью действий чиновников, однако это вряд ли состоится в ближайшие пять лет, так как фракция «Единая Россия», занимающая идеальное большинство в Думе полностью подконтрольна лидеру местного отделения ЕР Олегу Бондареву.
Вот и возникает вопрос о том, кто может дать публичную экспертную оценку успешности слияния пяти бюджетных учреждений в одно? Вероятно, такое могли бы сделать сами педагоги, но они до встречи в редакции предпочитали молчать, опасаясь наказания. Да – да, наказания, но об этом чуть ниже.

Восторженно и пафосно

8 марта в телеграм – канале администрации ПГО появилась восторженная запись под заголовком «Несомненные плюсы школьной реорганизации». Текст гласил:
«Сразу несколько школ и детских садов городского округа будут в этом году реорганизованы, после чего станут образовательными центрами. За данное решение проголосовали члены специальной комиссии, которая проходила сегодня с участием заместителей главы администрации Сергея Юдина и Алины Федоровой.
О том, какими плюсами это обернется для городского образования, на сегодняшней комиссии доложили руководителям данных учреждений. Как они отмечали, после проведения реорганизации практически будет решена проблема второй смены, поскольку для образовательного процесса станет больше свободных площадей. Пожалуй, это главный аргумент в таком важном решении.

Ещё один положительный момент – создание единой развивающей образовательной среды на всех уровнях образования, а это значит, результативней станет переход от одной образовательной ступени к другой. Особенно это касается малышей, которые всегда сложно адаптируются к учебному процессу.
Многие из выступающих говорили о том, что у вновь созданных Центров больше будет возможности для профильного образования, включая специализированные классы определенной направленности, внеурочной и внеклассной работы, организации дополнительного образования. А это – работа секций, кружков, молодежных объединений, которые напрямую зависят от уровня финансирования.
Итак, в ходе реорганизации будут объединены школа № 1 и детский сад № 6, в результате чего появится ОЦ «Кристалл». (от редакции – к слову, бывший кинотеатр «Кристалл» собираются так же передать этому Центру).
Объединят школу № 3 и детский сад № 30, образовательный центр назовут «Гармония».
После объединения школы № 50 и детского сада № 24 будет создан ОЦ «Сапсан».
После проведения схода жителей в с. Углекаменск будут объединены школа № 22 и детский сад № 7 для создания ОЦ «Вектор».
Отметим, успешный пример такой реорганизации в Партизанске уже имеется. С созданием ОЦ «Антарес» улучшилась материальная база у детского сада в районе ХФЗ и у корпуса центра по ул. Лазо, 6, где продолжаются ремонтные работы, а рядом со зданием построят модульный спортивный зал».

Объединение планируется провести в начале лета, а среднюю школу № 6 с детским садом «Сказка» — к 1 сентября. Так же ждёт объединение детского сада № 14 и № 16 со школой № 12.
После этого совещания в администрации зашумели педагогические коллективы. Бурление продолжалось некоторое время, возникали подробности предстоящей реорганизации основной части образовательных и дошкольных учреждений. Педагоги из разных школ стали узнавать у своих коллег из «Антареса», что изменилось в их жизни после создания образовательного центра. В конце концов, делегация пришла в нашу редакцию.

Доводы педагогов

Какую обеспокоенность происходящими процессами по соединению детских садов и школ в образовательные центры выражают педагоги города? Прежде всего, во главу угла ставится экономический фактор, а будет ли от слияния учреждений лучше детям? Педагоги отмечают, что Алина Фёдорова, заместитель главы по социальным вопросам и она же начальник управления образования, говорит, что так делают в Москве, но Партизанск не Москва. Если там образовательные центры создают в рамках одного или рядом расположенных зданий в одном микрорайоне, то в нашем городе это всё не так.
Например, как связаны между собой детский сад в микрорайоне «ЦОФ» и бывшая школа № 2? Можно ли говорить о том, что после этого детского сада ребёнок пойдёт учиться в школу № 2, потому что всё это единый центр «Антарес»? Нет такой гарантии, так как родители, проживающие в микрорайоне «ЦОФ», могут отправить своего ребёнка и в сш. № 50, и сш. № 1, и даже в сш. № 6 или № 12.
Большая территориальная разбросанность детских садов и школ не позволяет реально рассматривать тот или иной образовательный центр в качестве единого целого. Юридически это сделать можно, а вот географически соединить – нет и это важный фактор. А если так, то довод о преемственности «детский сад – школа» в рамках одного учреждения можно подвергнуть сомнению.
Довод о том, что объединение образовательных учреждений в образовательные центры позволит снять вопрос второй смены — вообще не выдерживает никакой критики. Наполняемость большинства школ такова, что практически все ученики учатся в первую смену, а количество учеников второй смены очень незначительное, а в отдельных школах вообще есть пустующие классы даже в первую смену, как, например, в средней школе № 50. Общее количество жителей Партизанского городского округа неуклонно снижается и это отражается на количестве учеников, детей в детских садах. Перегрузка учениками в центре «Антарес» является искусственной и произошла лишь потому, что туда перевели учеников из школы № 5, которая сегодня пустует.

По мнению педагогов, после присоединения ЦДТ к центру «Антарес» там увеличилась доля платных услуг, что приводит к снижению доступности дополнительного образования для детей всех слоёв населения.

Почему создание образовательного центра «Антарес» прошло весьма странно? К примеру, если речь ведётся о положительном опыте соединения детского сада и школы, расположенных рядом друг с другом, в единый образовательный центр, то почему в случае с «Антаресом» среднюю школу № 2 соединили не с рядом расположенным детским садом № 14, а с отдалёнными детскими садами в других микрорайонах? Где целесообразность?

Редакции не известно, но педагоги утверждали, что руководителями большинства создаваемых образовательных центров будут вовсе не опытные директора школ, а те или иные заведующие детских садов. Об этом якобы уже знают многие директора школ и они загрустили. Как загрустили и педагоги, представившие, что теперь ими будут руководить заведующие детскими садами.
Почему? Потому, считают педагоги, некоторые из руководителей детских садов более близки к руководству управления администрации, чем те или иные директора школ.

Кто уже дал названия ещё не созданным образовательным центрам? «Кристалл», «Сапсан», «Вектор», «Гармония» — кто обсуждал эти названия? Почему хищная птица «Сапсан» должна олицетворять образ средней школы № 50? Или по созвучию с именем скоростного поезда Москва-Петербург? Но где Москва, а где Партизанск?

Педагоги высказали версию, что повальная оптимизация образовательных учреждений планировалась руководством администрации уже давно, как минимум с прошлого года. Так, по их мнению, руководство администрации успешно провело выборы в Думу, где значительную часть депутатов составляют работники образования. С одной стороны, они будут вынуждены повторно избрать действующего мэра и, соответственно, всю его команду «реформаторов», на второй срок и своими же руками совершить оптимизацию образовательных учреждений. То есть, состав депутатов, их качественный и профессиональный уровень подбирался таким образом, чтобы вся оптимизирующая «реформа» прошла успешно и без сопротивления.

Как известно, уже много лет в системе образования ПГО существует единая бухгалтерия. Под неё сводили все образовательные учреждения, убирая из школ бухгалтеров и лишая директоров относительной финансовой свободы. Этот процесс занял продолжительное время, так как наткнулся на определённое сопротивление ряда директоров школ. Но в те времена ещё можно было дискутировать, а сейчас это невозможно сделать.
В этом году после реорганизации школ и детских садов, как пояснили педагоги, руководство города планирует вернуть бухгалтерию в образовательные центры. Директорам образовательных центров необходимо будет создать рабочее место для бухгалтеров, закупить оборудование и программное обеспечение. За чей счёт? За счёт оптимизации внутренних расходов. Но, возмущаются педагоги, где в школах найдутся свободные денежные средства для всего этого?
Не получится ли так, что вскоре после появления бухгалтерий в каждом образовательном центре их вновь заставят выводить, сводить финансы в единую бухгалтерию? Для чего эта сутолока? Нет ли в стремлении разбить единую систему финансирования и контроля образования и организовать коррупционные схемы?

Почему, справедливо вопрошают педагоги школ, им никто ничего не разъясняет о предстоящих реформах? Почему всё проводится тайно? Если это положительный опыт, то почему-то он открыто не популяризируется, не рассказывают родителям и общественности о значительных успехах образовательного центра «Антарес»? Вероятно, полагают те педагоги, с которыми мы встречались, в образовательных центрах по образцу города Партизанска, нет особых успехов. Развивать материальную базу, строить спортзалы и улучшать качество работы никто не мешает в рамках классической школы или детского сада.

Глупости и раздражение

Педагоги при встрече отмечали, что мы, журналисты, не знаем, какие «страшные люди» работают в руководстве системы образования и выражали критику в адрес Алины Фёдоровой, приводили примеры её поступков и слов, методов работы с руководителями учебных учреждений. Говорить открыто и публично критиковать руководство городского округа и управления образования педагоги опасаются, так как многие «по уши» имеют кредиты, нет других доходов, в системе образования работают их дети и учатся внуки.

Педагоги удивлялись тому, где мэр города находит своих заместителей? Почему в системе управления города работают откровенно слабые управленцы из Владивостока и Находки? Может быть, стоит поискать резервы бюджетных средств на содержание иногородних заместителей, урезать им оплату съёмного жилья, другие расходы? Или они являются настолько ценными, чтобы оплачивать им длительную «командировку» в Партизанск за счёт средств скудного бюджета? «В чём ценность «управленцев» Романова, Фёдоровой или Юдина?» — спрашивали у нас, журналистов, педагоги.
Почему не ведётся системная работа по подготовке собственных управленческих кадров? Почему управление образования возглавляет жительница города Находки, а собственные опытные руководители образовательных учреждений не имеют возможности нормального карьерного роста? И вообще, почему в Партизанском городском округе нет начальника управления образования, эта должность совмещается с должностью заместителя главы по социальным вопросам?
Какую новизну принесла в систему образования Алина Фёдорова?

Педагоги, раскрывая нам эту больную для них тему, привели яркий пример пользования социальной сетью «Сферум». Педагогам, школьникам и родителям в рамках учебного процесса запретили пользоваться зарубежной программой WhatsApp, и внедрили «Сферум». Теперь, по требованию управления образования педагоги обязаны в день отправить не менее 30 – 40 сообщений. «Но о чём мы можем писать, если поводы для переписок бывают отнюдь не каждый день?» — возмущались педагоги.
В итоге, чтобы исполнить откровенно глупые требования, школьные учителя, как дети, сидят в учительской на диване и отправляют в чаты разную белиберду, как отдельные буквы, слова, части предложений, чтобы программа могла зафиксировать общее количество сообщений, но не их смысл. Ужас: школьные учителя заняты этой ерундой, чтобы кто-то смог отчитаться о положительной статистике вовлеченности педагогического коллектива в коммуникацию с использованием современных средств связи!
«Вот так сидим на диване и отправляем друг другу по букве алфавита, чтобы в конце недели какая-то Ева в отделе образования провела статистику на каком месте какая школа!» — восклицали педагоги с огромным стажем работы. – «Вот и сидим в «Общалке» и отправляем друг другу всякую ерунду: гороскопы, картинки, буквы алфавита и прочее. И всё это только для глупой статистики. И это мы делаем и утром, и днём, и вечером. И это разве не вредительство?»
Подобные глупости и откровенный вред вызывают значительное раздражение в педагогической среде, так как отвлекает время от собственного образовательного процесса.

Тени прошлого

По словам встречавшихся с нами педагогов, у директоров школ накопилось достаточно переписки, характеризующей руководство управления образования с самой отрицательной стороны. По их словам, там есть и нецензурные выражения, и откровенные запугивания, угрозы расправой. Не смею утверждать, так как в распоряжении редакции пока нет подобных образцов, но было бы весьма любопытно посмотреть на «высокий стиль» общения руководителей городского масштаба, да ещё и опубликовать парочку – другую ярких оборотов.
Городская система образования в недалёком прошлом уже переживала ужас управления со стороны человека, которая была необычайно грубая, невоспитанная и жадная. За время своего правления она умудрилась подавить тонкую интеллигентность большинства директоров школ и заведующих детских садов, учила их воровать и приносить ей «откаты». Начальник управления образования была откровенной «хабалкой», говорила грубо, с обильным использованием ненормативной лексики.
Для реализации своих преступных финансовых аппетитов она умудрилась даже ободрать всех учителей школ города в рамках якобы платного семинара! Ряд директоров школ вскоре поняли, что в компании с «хабалкой» они вскоре присядут на нары, так как аппетит у начальника рос не по дням, а по часам. В итоге незначительная группа директоров школ, краснея от стыда, обратилась ко мне за помощью. На тот момент я был депутатом Законодательного Собрания Приморского края. Мы скооперировались и в итоге план действий по освобождению городского образования от жадной «хабалки» прошёл почти успешно.

Помню, как я пришёл в управление образования на одно из совещаний с руководителями образовательных учреждений, сидел, слушал, ловил на себе негодующие взгляды начальника управления образования, отдельных директоров образовательных учреждений. Когда я встал и собрался уходить, начальник управления неожиданно крикнула мне в след, что ничего у меня не получится, что никто её не тронет, что у неё в Партизанске всё схвачено, и никто ей не указ.
Через час на её руках следователь СК застегнул наручники и на глазах изумлённой публики даму увезли на допрос и в этот же день закрыли в камеру. В тот же день было возбуждено уголовное дело, вскоре коррупционерка получила судимость. Так закончилась эпоха «хабалки».

Почему выше я написал, что «план действий по освобождению городского образования от «хабалки» прошёл почти успешно»? Потому, что правоохранительная система взяла только один эпизод преступной деятельности начальника управления образования и вменила его ей, а остальные, более крупные по суммам и продолжительные по времени эпизоды никто расследовать не стал, хотя именно в них и крылась вся система крупного хищения бюджетных средств.
Почему силовики на стали расследовать другие эпизоды преступной деятельности начальника управления образования? Думаю, что для руководителей правоохранительных структур, на тот момент возглавляющие местные отделы, это итак был взрыв, имеющий социальный резонанс.

Напомню, что во факту коррупции, выявленной в системе образования, мы, коммунисты местного отделения КПРФ, провели большой митинг протеста, на котором присутствовало около 500 жителей города. В отставку ушла заместитель главы по социальным вопросам. Конечно, к ответственности нужно было привлекать и руководителей местных силовых ведомств, которые имели информацию о коррупции в образовании, но по какой-то причине спускали всё на тормозах.
Не сомневаюсь в том, что коррупционный узел с «хабалкой» можно было бы разрубить и раньше, но педагоги и руководители образовательных учреждений предпочитали молчать, терпеть обиды и унижения, наивно полагая, что втягивание в коррупционные отношения никто не увидит и не узнает. Типа, «само рассосётся». Не «рассосалось», пока не появись те, кто начал сопротивляться.

Пишу о «тенях прошлого» потому, что ситуация с действующим начальником управления образования, она же заместитель главы по социальным вопросам, во-многом напоминает прошлый негативный опыт с «хабалкой». И, если пузырь недовольства коллективов школ или их руководителей вновь лопнет, то не снесёт ли он и самого главу городского округа, «мастера» по подбору удивительных кадров для руководства администрации Партизанского городского округа?

Несомненно, могут существовать разные точки зрения на трансформирование школ городского округа в образовательные центры, к которым присоединят детские сады. Кто-то может посетовать на «ретроградов», которые препятствуют всему новому и прогрессивному, а кто-то будет горячо одобрять любые новации, даже невзирая на их сомнительный характер. Мнения могут быть разные и это нормально.

В связи с тем, что в нашем городе практически невозможно выстраивать диалог «Власть – Население» по острым вопросам, то предлагаем нашим читателям высказать собственное суждение на проводимые «реформы» системы образования Партизанского городского округа.
Готовы опубликовать и доводы главы ПГО об эффективности опыта ОЦ «Антарес» с цифрами и фактами.

Владимир Хмелев

Поделитесь

Последние новости

Популярные категории