Понедельник, 29 апреля, 2024

Владимир Густяков о системе власти Партизанского городского округа

-

Процессы, происходящие сегодня на территории Партизанского городского округа в сфере органов местного самоуправления, нельзя назвать спокойными или безоблачными. Уже более года фактически бездействует Контрольно-счётная палата ПГО, Дума, на мой взгляд, не выполняет ряд своих полномочий, у горожан имеется немало вопросов и к исполнительной власти. В короткой статье, предлагаемой читателям газеты «Время перемен», постараюсь отразить суть деятельности системы исполнительной и представительной органов власти ПГО.

Владимир Густяков

Закрепление местного самоуправления в качестве основы конституционного строя, одного из главных принципов организации и осуществления управления страной, предполагает выделение особой сферы местных вопросов, в которой органы местного самоуправления действуют самостоятельно и ответственны перед своим населением.
Следовательно, перед органами местного самоуправления ставится одна из важнейших задач, которая заключается в создании условий для экономического роста, улучшения качества жизни населения. На местном уровне это выражается в обеспечении комплексного социально-экономического развития, что неразрывно связано с эффективным управлением органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления являются ядром организационной основы местного самоуправления. Организационная основа местного самоуправления – часть социальной основы местного самоуправления, которая представляет собой совокупность общественных отношений, касающихся наименования структуры органов местного самоуправления, порядка их формирования, форм и принципов их деятельности, а также выборных должностных лиц местного самоуправления.
Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Закон 131-ФЗ) определяет органы местного самоуправления как «избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения».

Органы местного самоуправления схожи с органами государственной власти. Они имеет публично-правовой статус, как и орган государственной власти, наделены определенными властными полномочиями и компетенциями, и имеют право вести деятельность строго на территории, определенной границами муниципального образования. Также стоит отметить, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и не имеют права выступать от имени государства.
Местные органы выполняют две функции: представлять интересы народа территории (проектная функция) и реализовывать эти интересы (программная функция). Проектная функция заключается в выявлении интересов населения и разработке проекта развития муниципального образования, а также принятии необходимых решений, создающих правовую базу для реализации проекта в форме правовых актов.
Программная функция обеспечивается путем разработки и исполнения программы деятельности органов местного самоуправления, направленной на осуществление проекта. Этим двум типам функций соответствуют два типа органов – представительные и исполнительные.
К представительному органу местного самоуправления относится Дума Партизанского городского округа, а к исполнительному – администрация ПГО.

Местные органы — это элемент системы местного самоуправления. Можно сказать, что система местного самоуправления и органы местного самоуправления соотносятся как подсистема в системе, формируя тем самым сложный механизм реализации главной цели местного самоуправления – обеспечение совместного экономического, социального и духовного развития населения.

Правовую базу местного самоуправления в РФ формируют:
Конституция Российской Федерации, законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, конституции субъектов РФ, нормативно-правовые акты субъектов РФ, устав муниципального образования, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления. При этом стоит учитывать, что законы субъекта РФ не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам, а муниципальные правовые акты не могут противоречить региональным правовым актам.
Обязательными для исполнения на территории муниципального образования являются муниципальные правовые акты, которые устанавливают либо изменяют общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер, по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных муниципальными органами.

Муниципальные правовые акты образуют систему, в состав которой входят:

  • устав муниципального образования;
  • правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
  • правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты, к примеру, решения Думы или постановления главы ПГО, не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
Формирование органов местного самоуправления Партизанского городского округа осуществляется в соответствии с Уставом Партизанского городского округа, утвержденного решением Думы Партизанского городского округа № 58 от 20.08.2008 г.
Структуру органов местного самоуправления Партизанского городского округа (ПГО), в строгом порядке, образуют:

  • Дума Партизанского городского округа;
  • глава Партизанского городского округа;
  • администрация Партизанского городского округа;
  • Контрольно-счетный орган Партизанского городского округа.

Структура органов местного самоуправления подлежит изменению только путем внесения изменений в Устав муниципального образования. Для внесения изменений в структуру местных органов Думе ПГО необходимо принять решение об изменении структуры органов местного самоуправления. Данное решение может вступить в силу не ранее чем по истечении срока полномочий Думы ПГО, принявшей указанное решение.

Сегодня в состав Думы ПГО входит двадцать один депутат, избираемый населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. На постоянной основе (то есть с получением заработной платы) могут работать не более двух депутатов Думы ПГО. Дума ПГО может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Депутатом Думы ПГО независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и других обстоятельств может быть избран гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, а также иностранный гражданин, постоянно проживающий на территории ПГО, на тех же условиях, что и гражданин РФ в случаях, предусмотренных международными договорами РФ и в порядке, установленном законом.
Дума ПГО проводит заседания, на которых обязаны присутствовать не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Заседание Думы ПГО обязано проходит с регулярностью не реже одного раза в три месяца, но чаще всего, каждый месяц.
Дума ПГО обладает исключительными компетенциями, в том числе:
1) принимает устав ПГО и вносит в него изменения и дополнения;
2) утверждает бюджет ПГО и отчет о его исполнении;
3) устанавливает, изменяет и отменяет местные налоги и сборы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
4) принимает планы и программы развития ПГО, утверждает отчеты об их исполнении;
5) определяет порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
6) определяет порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
7) определяет порядок участия ПГО в организациях межмуниципального сотрудничества;
8) определяет порядок материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
9) осуществляет контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления ПГО полномочий по решению вопросов местного значения;
10) принимает решение об удалении главы ПГО в отставку.

Дума Партизанского городского округа обладает иными полномочиям, в том числе:
1) определяет и принимает общеобязательные правила по предметам ведения ПГО;
2) принимает нормативные правовые акты о предоставлении в соответствии с действующим законодательством налоговых и иных льгот отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов;
3) принимает решение о выпуске муниципальных займов;
4) утверждает генеральный план ПГО, а также правила его застройки;
5) определяет в соответствии с законодательством правила пользования природными ресурсами;
6) формирует избирательную комиссию ПГО;
7) избирает из состава депутатов председателя Думы ПГО и его заместителей;
8) устанавливает порядок формирования и деятельности Думы ПГО, её рабочих органов и аппарата;
9) назначает местный референдум, муниципальные выборы по избранию депутатов Думы Партизанского ГО, проводит выборы главы ПГО на конкурсной основе;
10) назначает публичные слушания, проводимые по собственной инициативе, а также по инициативе населения; назначает собрания граждан или конференции граждан (собрания делегатов), проводимых по собственной инициативе, а также по инициативе населения; назначает опрос граждан, проводимый по собственной инициативе, а также по инициативе населения;
11) утверждает структуру администрации ПГО, а также изменения структуры;
12) определяет за счет средств местного бюджета дополнительные льготы и преимущества для граждан, проживающих на территории ПГО.

Эффективность работы органов местного самоуправления является приоритетной задачей в развитии ПГО. Именно органы местного самоуправления, избираемые населением или образуемые представительным органом, являются первичной структурой привлечения граждан к решению вопросов местного значения, их вовлечения в управление посредством формирования активной гражданской позиции.

Из всего выше перечисленного очевидно, что ключевым органом местного самоуправления является представительный орган – Дума Партизанского городского округа.

На мой взгляд, современный состав Думы не в полном объёме исполняет свои полномочия, что, безусловно, сказывается на качестве развития местного самоуправления на территории ПГО.

Владимир Густяков,
председатель Думы ПГО 2017-2018 гг.

Поделитесь

Последние новости

Популярные категории